Судьба. Serg, 2012 |
Этот доклад основан на свидетельстве бывшего сотрудника морга Андижанской областной больницы. Он свидетельствует: представители власти хладнокровно совершали пытки и внесудебные казни; Служба национальной безопасности методично скрывала эти преступления.
- Наш свидетель был арестован после андижанских событий, три месяца содержался под стражей в Службе национальной безопасности (СНБ) и подвергался пыткам. Затем он был освобожден на особых условиях - ему было приказано работать в Андижанском областном морге. С сентября 2005 года по февраль 2006 года он осмотрел около 500 тел, поступивших в морг. Работники морга находились под пристальным наблюдением сотрудников СНБ, которые доставляли основную часть этих трупов. Многие тела были с огнестрельными ранениями, на них были следы прижизненных пыток. Персоналу морга было приказано ликвидировать доказательства огнестрельных и ножевых ранений и фальсифицировать причины смерти. В официальных документах больницы скрывались сведения об этих лицах.
Другой свидетель - Хуснутдин Кутбитдинов, независимый журналист, работавший для узбекской службы Радио "Свободная Европа" - Радио "Свобода", через неделю после массового расстрела в Андижане отправился в этот город. Во время поездки ему удалось побеседовать с несколькими врачами Андижанской областной больницы. От них он узнал о том, что основная часть раненых была доставлена сюда, на территории больницы был развернут штаб «силовиков». Допросы проводились прямо в отделениях реанимации и хирургии.
- Свидетельства журналиста Хуснутдина Кутбитдинова, как и еще троих наших коллег, подтвердили: даже спустя год территория Андижанской областной больницы контролировалась спецслужбами. В Андижане, поблизости от парка Навои, пустуют десятки домов. Где находятся их хозяева, почему у этих домов постоянно дежурят люди в штатском и отчего о пропавших хозяевах строго-настрого запрещено упоминать даже спустя пять лет, никто из соседей объяснить не смог.
- Правозащитник Нематилло Ботакозуев из Кыргызстана помог нам собрать письма заключенных, одно из которых написано в стенах Андижанской тюрьмы, в нем раскрывается вся подноготная режима до и после Андижанской трагедии. В этом докладе мы его полностью публикуем.
- Узбекские правозащитники на местах сообщают нам о высокой смертности в пенитенциарных учреждениях. Им довелось осмотреть несколько тел узников, замученных до смерти. Мы представляем Вашему вниманию несколько фотосвидетельств из их архивов. Благодаря Диларом Исхаковой общественность узнала о камерах для заключенных, которые в результате пыток потеряли рассудок, но никто из них не был амнистирован по болезни, они продолжают находиться в заключении.
Изменения в национальном законодательстве не улучшают ситуацию с правами человека в Узбекистане, так как в стране нет условий для расследования фактов пыток и сбора доказательств. Для расследования заявлений о пытках нужны заключения врачей и акты судебно-медицинской экспертизы. Статья 81 УПК РУз предусматривает в качестве доказательств не только признание вины, но также показания подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей. Однако суд не принимает их во внимание.
Наш доклад — попытка еще раз подчеркнуть: безнаказанность порождает новые преступления. Все больше и больше людей жителей Узбекистана теряют веру в верховенство права и прибегать к насилию как способу восстановления справедливости. Вот отрывок из письма, полученного от одного из потерпевших:
"Наши мучители знают, что они не предстанут перед законом..."
Грубые и широкомасштабные нарушения прав человека в этой стране грозят дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии. Они множат ряды тех, кто потерял доверие к политике не только Узбекистана, но и его партнеров на международной арене. Мы считаем, что права человека должны стать частью формулы региональной безопасности.