Генеральному прокурору Туркменистана Аманмырату Халлыеву
Cc:
министру оборону Туркменистана Яйлыму Бердыеву,
министру внутренних дел Туркменистана Исгендеру Муликову,
министру юстиции Туркменистана Бекмырату Мухаммедову,
министру национальной безопасности Туркменистана Доврангельды Байрамову,
министру иностранных дел Туркменистана Рашиду Мередову,
главе президентской администрации Шамухаммету Дурдылыеву
С уважением,
Cc:
министру оборону Туркменистана Яйлыму Бердыеву,
министру внутренних дел Туркменистана Исгендеру Муликову,
министру юстиции Туркменистана Бекмырату Мухаммедову,
министру национальной безопасности Туркменистана Доврангельды Байрамову,
министру иностранных дел Туркменистана Рашиду Мередову,
главе президентской администрации Шамухаммету Дурдылыеву
Мы обращаемся к Вам по поводу дела Умиды Джумабаевой — педагога, матери четверых детей и жительницы поселка Гурбансолтан-Эдже, на которую 22 мая 2016г. напали неизвестные злоумышленники и облили кислотой. Мы просим Вас принять меры для проведения оперативного, всестороннего и беспристрастного расследования этого жесткого нападения и привлечь к ответственности и наказать виновных, в том числе заказчиков нападения, в соответствии с тяжестью совершенного ими преступления. Следствию необходимо уделить должное внимание заявлениям о том, что нападение связано с борьбой Умиды Джумабаевой за правосудие в отношении ее сына.
Согласно информации, полученной «Туркменской инициативы по правам человека» (ТИПЧ), двое неизвестных мужчин напали на 44-летнюю Умиду Джумабаеву недалеко от дома ее друзей примерно в 20:00 22 мая 2016г. Мужчины, свалив женщину на землю, методично били ее ногами, а затем облили кислотой и убежали. В результате нападения Умида Джумабаева получила сотрясение мозга, серьезные ожоги лица и тела, а также многочисленные ушибы. Женщина была госпитализирована на одну неделю для лечения полученных травм и в настоящее время продолжает курс лечения дома.
Полиция начала расследование инцидента и насколько мы понимаем, следователи пытаются квалифицировать нападение как общеуголовное преступление. Но предыстория преступления говорит о том, что Умида Джумабаева, возможно, стала жертвой нападения в качестве возмездия за обращения, которые она подавала в защиту сына. Крайне важно, чтобы следствие внимательно рассмотрело обстоятельства данного дела, и следственные действия были проведены в полном соответствии с законодательством Туркменистана и нормами международного права.
По информации, полученной ТИПЧ, Умида Джумабаева неоднократно обращалась в различные инстанции по поводу своего сына, Рахима Бабаева, который был призван в ряды вооруженных сил весной прошлого года. Несмотря на то, что Рахим Бабаев является спортсменом и кандидатом в сборную страны по легкой атлетике на Азиаду-2017 и другие международные соревнования, он не был допущен к прохождению военной службы в спортроте – специализированном военном подразделении туркменской армии. Сообщается, что сотрудники Министерства обороны запросили с родителей Рахима взятку в размере $2000 за «устройство» Рахима в спортивную роту. Родители не согласились оплатить данную сумму, и их сын попал в мотострелковую часть в Керки. Отказ родителей заплатить взятку дал основания для беспокойства по поводу дискриминационного обращения в отношении Рахима. По имеющейся информации, во время прохождения службы в военной части в Керки он подвергался жесткому обращению.
Умида Джумабаева неоднократно писала письма в вооруженные силы Туркменистана, министру обороны, в Национальный институт демократии и прав человека и прочие инстанции по делу своего сына, призывала принять меры по обеспечению правосудия и справедливого рассмотрения дела Рахима и привлечь к ответственности виновных. Она получала уклончивые ответы, а заявления Джумабаевой о дискриминационных и незаконных способах обращения с ее сыном, в том числе жестком обращении в военной части, где он проходит военную службу, остались без должного ответа. В таких условиях она продолжала бороться и добиваться справедливости.
Другим основанием для обеспокоенности по поводу того, что нападение связано с делом ее сына является тот факт, что соседи обратили внимание, что в течение нескольких дней до нападения Джумабаева стала объектом слежки, а также то, что преступники не тронули ее личные вещи. ТИПЧ также неоднократно получала информацию о других лицах, которые становились объектами преследования после подачи жалоб на действия работников органов вооруженных сил и национальной безопасности.
Мы хотели бы поблагодарить Вас за внимание к данному письму и надеемся, что Вы примите меры по обеспечению защиты прав Умиды Джумабаевой и ее сына Рахима Бабаева в соответствии с гарантиями, закрепленными законодательством Туркменистана и нормами международного права в области прав человека, а также обязательствами Туркменистана в рамках Национального плана действий в области прав человека на 2016-2020 гг. [i]
С уважением,
Туркменская инициатива по правам человека
Международное партнерство по правам человека
Хьюман Райтс Вотч
Норвежский Хельсинкский комитет
Хельсинкский фонд по правам человека
Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
Ассоциация «Права человека в Центральной Азии»
Общественный фонд «Нотабене»
Общественный фонд «Голос свободы»
[i] А именно пункты 11 и 17 второй части Национального плана действий в области прав человека, предусматривающего конкретные меры по обеспечению доступа к правосудию и предоставление надлежащих ответов на обращения и жалобы граждан в органы государственной власти.