7.7.15

Узбекистан: десятилетиями страдают политзаключенные

До начала рассмотрения в Комитетом ООН по правам человека 4-го периодического доклада Узбекистана о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах организации Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» — AHRCA и «Международное партнерство по правам человека» — IPHR указывают на ухудшение ситуации в области прав человека в этой стране.

Из-за отсутствия условий для эффективного общественного контроля в Узбекистане трудно всесторонне и объективно оценить ситуацию в области прав человека в стране. Хотя власти Узбекистана всеми возможными средствами ограничивают доступ к независимой и достоверной информации, AHRCA продолжает получать сообщения о серьезных нарушениях прав человека, они описаны в совместном докладе AHRCA и IPHR, подготовленном для рассмотрения Комитетом ООН по правам человека.

Пытки, смерти в заключении и смерти при подозрительных обстоятельствах в Узбекистане вызывают большую озабоченность. За последние пять лет в AHRCA поступила информация о 85 случаях смерти заключенных в разных колониях, но удалось установить персональные данные только 36 человек. Ни одного случая эффективного и объективного расследования с участием независимого медицинского эксперта не было. Никто по этим фактам не был привлечен к ответственности.

По информации источников AHRCA, условия содержания в тюрьмах в Узбекистане крайне тяжелы, повсеместно используются пытки и жестокое обращение; обеспечение питьевой водой и продуктами питания недостаточно; системы отопления и вентиляция остро нуждаются в ремонте; доступ заключенных к медицинской помощи и медикаментам ограничен.

По-прежнему нет условий для независимого расследования трагических событий 13 мая 2005 года в Андижане. Тогда правительственные войска неадекватно применили огнестрельное оружие против безоружных участников митинга на площади имени Бобура. Все последующие годы свидетели этой трагедии, проживающие в стране, находятся под тотальным контролем Службы национальной безопасности. Те, кто живет за границей, лишены права на воссоединение с семьей.

Многие из андижанских беженцев перебрались в страны СНГ; часто эти государства в нарушение запрета на высылку, содержащегося в международном праве в области прав человека, высылают их в страну исхода. В Узбекистане многих из них пытают и лишают свободы на длительные сроки. Так, Казахстан в 2007 году выдал Узбекистану андижанских беженцев Абдумуталлиба Кадирова (70 (!) лет) и его сына Абдуносира Кодирова (39 лет). Затем в результате несправедливых судов их обоих приговорили к 8 годам заключения. В 2015 году они были повторно осуждены формально — за неповиновение законным требованиям администрации учреждения исполнения наказани. Абдумуталлиба Кадирова снова лишили свободы на пять лет, а его сына на три года.

Крайне сложным остается положение политических заключенных, которым часто продляют сроки заключения. 

Особого внимания заслуживает положение бывшего депутата парламента Узбекистана Мурада Джураева, который находится за решеткой 21 год, в том числе 12 лет он отбывает четыре срока заключения вдобавок к первоначальному сроку. Три года адвокаты и родные Мурада Джураева не могут получить все его приговоры. Из пяти приговоров они пока смогли получить только четыре. C марта 2015 года адвокат Мурада Джураева не может добиться встречи с ним. Защита прошла все этапы обжалования последнего приговора. Адвокат три месяца назад обжаловал последний приговор в Верховном суде, но тот до сих пор не рассмотрел жалобу защиты. Мурад Джураев — немолодой и далеко не здоровый человек, во время следствия и заключения он подвергался пыткам. Но он не был обследован медиками и не получал медицинскую помощь.

Бывший редактор первой оппозиционной газеты «Эрк» Мухаммад Бекжанов отбывает второй срок тюремного заключения по обвинению в нарушении правил содержания в тюрьмах. Он в заключении последние 16 лет, в 1999 году пережил пытки и несправедливое судебное разбирательство. С апреля 2015 года адвокат Мухаммада Бекжанова не может получить доступ к подзащитному, имея на руках разрешение на встречу с ним. Бекжанов страдает болями из-за паховой грыжи, но ввиду ужасных условий в медицинском учреждении для заключенных и отсутствия лекарств в тюремной больнице он боится идти на операцию.

С октября 2014 года нет новостей о заключенном правозащитнике Нураддине Джуманиязове. Его адвокат не может встретится с подзащитным, хотя получил формальное разрешение на встречу с ним с 20 апреля. С начала 2014 года Нураддин Джуманиязов отбывает 8-летний срок в результате несправедливого судебного разбирательства по обвинению в торговле людьми. Он не может получить лекарства от диабета и лечебное питание. В октябре 2014 года в AHRCA поступила информация о том, что он помещен в больницу для заключенных, с тех пор ничего о нем неизвестно.

Мурада Джураева, Мухаммада Бекжанова и Нураддина Джуманиязова защищает адвокат Полина Браунерг. Последний год она регулярно получает по телефону анонимные угрозы и постоянно замечает, что за ней следят власти. В январе 2015 года ей был запрещен выезд за границу из-за её профессиональной деятельности. Полина Браунерг инвалид, ей из-за болезни ампутировали ноги, и она передвигается только на коляске. Запрет выезда ограничивает ее право на выбор места лечения.

Более подробная информация — в Альтернативном докладе организации Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» — AHRCA и «Международное партнерство по правам человека» (IPHR).

Загрузить доклад на английском языке
Загрузить доклад на французском языке

Русский перевод будет добавлен позже.