22.1.09

В горах Ирана замерзают дети узбекских беженцев


22 января 2009 года к Верховному Комиссару ООН по делам беженцев Антонио Гутерришу обратились правозащитные организации с призывом сделать все возможное для спасения 27 узбекских беженцев, которые находятся в горах Ирана и нуждаются в экстренном переселении в третью страну.

В настоящее время на территории Ирана в ситуации, близкой к гуманитарной катастрофе, находятся 27 мандатных беженцев, граждан Узбекистана. Среди них 15 несовершеннолетних детей, в том числе трое грудных, и 6 женщин, одна из которых беременна. Они были незаконно вывезены туда из Турции и брошены на произвол судьбы 11 октября 2008 года.

Уже более 3 месяцев они находятся в горах на северо-западе Ирана, в  нечеловеческих условиях. Температура воздуха в этой местности опускается ниже -10° С при непрерывном холодном ветре, еще в сентябре выпал первый снег. Семьи с детьми, в том числе, грудными, живут в летних помещениях, оборудованных в пещерах, которые непригодны для проживания в зимний период. Дети ослабли от холода и голода. Иногда им помогают продуктами местные жители, но с наступлением зимы передвижение в горах стало опасным, а помощь - эпизодической.

Люди находятся в полном отчаянии и просят спасти хотя бы детей.

Эти беженцы прибыли в Турцию в сентябре 2007 года из Ирана, где ранее были признаны представительством УВКБ ООН нуждающимися в международной защите. Переезд был вынужденным, т.к. в Иране они не имели права на работу и, соответственно, средств к существованию, их детей не принимали в школу, а перспективы их переселения в третью страну отсутствовали.

Все они - выходцы из Ферганской долины Узбекистана. Родину они покинули в 90-ые годы прошлого века, спасаясь от репрессий, которым узбекские власти подвергали прихожан мечети одного из самых популярных в Узбекистане имамов - Абдували-кори Мирзаева. Эти люди не знали о существовании института международной защиты. Увидев однажды по государственному узбекскому телевидению передачу о лагере для «религиозных беженцев» на территории Таджикистана, они туда и направились, не представляя, что попали к исламистам. Их скитания, начавшиеся в  Таджикистане,  через Афганистан, Пакистан и Иран привели их в Турцию.

На территории Турции они соблюдали турецкое миграционное законодательство: сразу же по прибытии зарегистрировались и в представительстве УВКБ ООН в г. Ван, и в местной полиции. Тем не менее, в течение одного месяца их дважды высылали в Иран: первый раз - 12 сентября 2008 г., при этом, турецкие полицейские изъяли и разорвали все их документы. В Иране люди оказались под контролем бандитов, которые  требовали за них денежный выкуп и угрожали расправой, если не получат его. Через неделю беженцам удалось  вернулись в г. Ван, однако ночью 11 октября 2008 года полицейские, буквально, подняв спавших людей с постелей, опять вывезли их в горную местность на территории Ирана.

С наступлением холодов беженцы предприняли  несколько попыток добраться до лагеря в городе Арок, где проживали до переселения в Турцию, однако им не позволили пройти иранский таможенный пост.

Не вызывает сомнений, что условия, в которых находятся эти беженцы, представляют непосредственную опасность для их жизни и здоровья. Им недоступна ни медицинская, ни какая-либо вообще регулярная гуманитарная помощь. Ситуация, в которой они оказались, чревата непоправимыми последствиями.

Многочисленные попытки добиться содействия турецкого правительства и депутатов парламента Турции в облегчении их положения, предпринятые представителями международной общественности, остались безуспешными.

Эти беженцы нуждаются в экстренном переселении в третью страну.

С призывом сделать все возможное для их спасения к Верховному Комиссару ООН по делам беженцев Антонио Гутерришу обратились: 

Надежда Атаева, президент Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», координатор программы помощи узбекским беженцам, ле-Ман, Франция

Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие», член Совета и руководитель Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал», Москва, Россия

Олег Орлов, председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал", член правления Международного "Мемориала", Москва, Россия

Сергей Ковалев, председатель Правозащитного центра “Мемориал”, президент Института Прав Человека, Москва, Россия

Валентин Гефтер, директор Института Прав Человека, Москва, Россия

Бьорн Энгесланд, генеральный секретарь Норвежского Хельсинкского комитета, Осло, Норвегия

Данута Пшивара, Председатель Правления Хельсинкского Фонда по Защите Прав Человека, Варшава, Польша