Шавкат Мирзиеев президент Республики Узбекистан |
Amnesty International, Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA), Human Rights Watch (HRW), Международное партнёрство по правам человека (МППЧ) и Норвежский Хельсинкский комитет выражают глубокую обеспокоенность в связи с сообщениями о том, что бывший генеральный прокурор Узбекистана Рашитжон Кадиров и двенадцать его соответчиков, находясь под стражей, подверглись пыткам и другим видам жестокого обращения.
Закрытый судебный процесс над Рашитжоном Кадировым и его соответчиками начался 7 января 2019 года в Юнусабадском районном суде по уголовным делам. Рашитжону Кадирову были предъявлены обвинения по 12 статьям уголовного кодекса за такие правонарушения, как мошенничество, взяточничество и растрата. Мы призываем власти Узбекистана безотлагательно провести расследование заявлений о применении пыток и других видов жестокого обращения и в случае, если эти сообщения подтвердятся, привлечь виновных к уголовной ответственности в ходе справедливых судебных разбирательств в соответствии с международными стандартами. Мы также напоминаем властям об их обязанности гарантировать физическое и психическое здоровье Кадирова и других обвиняемых, а также гарантировать, что обращение с ними соответствует международному праву в области прав человека, которое Узбекистан обязан соблюдать.
Согласно заслуживающим доверия сообщениям из источников, близких к Рашитжону Кадирову, после его ареста 21 февраля 2018 года он повергался психологическому насилию, ему самому и его родным угрожали расправой, а также ему не давали спать, чтобы заставить дать показания против самого себя. Эти же источники сообщают, что в 2018 году за 10 месяцев уголовного расследования более 40 человек, в том числе родственники Кадирова, были вызваны для дачи показаний, и некоторых из них сотрудники правоохранительных органов произвольно задерживали, избивали и подвергали другим видам жестокого обращения. Все свидетели были освобождены.
В августе 2018 года трое из обвиняемых были переведены из предварительного заключения под домашний арест. Кадиров и остальные девять обвиняемых находятся в предварительном заключении с февраля 2018 года и им по-прежнему угрожают пытки и другие виды жестокого обращения.
Два надёжных источника и свидетель , встречавшийся с Кадировым в заключении в августе 2018 года, сообщили о жестоком обращении с ним. Свидетель заявил, что он видел длинную и глубокую борозду на шее Кадирова, и что тот был очевидно подавлен, замкнут и едва в состоянии отвечать на вопросы. Свидетель сообщил, что на Рашитжоне был свитер с длинными рукавами, и несмотря на просьбу свидетеля, он отказался его снять для более подробного осмотра.
Кадиров рассказал свидетелю, что его поместили в камеру с тремя другими заключёнными, которые по приказу тюремной администрации оказывают на него психологическое давление и издеваются над ним, в том числе избивают. Свидетель также сообщил, что Кадиров заявил, что должностные лица приставляли пистолет к его голове, чтобы заставить его дать ложные показания; говорили, что повесят его и сделают так, чтобы его смерть выглядела как самоубийство; держали его раздетым в одиночной камере без кровати и постельных принадлежностей; регулярно лишали его сна с 21 февраля по 18 марта 2018 года; и угрожали обвинить его в убийстве, которое он не совершал.
Свидетель также сообщил, что сотрудники правоохранительных органов также заставляли Кадирова наблюдать за тем, как другие сотрудники избивают его зятя, чтобы вынудить его дать показания против себя. Как сообщается, у Кадирова ограничен доступ к еде, медицинскому обслуживанию и у него не всегда есть возможность воспользоваться туалетом. В мае 2018 года Кадирова ненадолго перевели в тюремную больницу для лечения.
Обращение со свидетелями и ответчиками по уголовному делу Рашитжона Кадирова
Наши надёжные источники, которые попросили не называть их имён из соображений безопасности, утверждают, что соответчики Кадирова и другие лица, временно задержанные в качестве свидетелей в ходе расследования, подвергались пыткам, жестокому обращению и в их отношении совершались другие процессуальные нарушения. Обвиняемые Улугбек Хуррамов, Рамазан Пулатов, Мухаббат Мирзаева, Ахмат Икрамов, Улугбек Суннатов и Джамшит Файзиев, как сообщается, выступили в суде с заявлениями о том, что их пытали, среди прочего били по ступням ног и приставляли электрошокер к гениталиям.
Как сообщается, после длившегося несколько часов допроса и угроз расправиться с его семьей с Рамазаном Пулатовым случился инсульт и с тех пор он не может ходить и говорить. Он и Мираглам Мирзаев, другой обвиняемый, который, как сообщается, перенёс инсульт во время ареста, были из-за их состояния доставлены в суд на машинах «скорой помощи». У обвиняемых Мухаббат Мирзаевой и Юсуфа Гоипова также серьёзные проблемы со здоровьем. Мы получили заслуживающие доверия сообщения о пытках свидетеля Шукура Аминова, его били по почкам, чтобы заставить дать показания против обвиняемых.
Третьего марта 2018 года сотрудники правоохранительных органов провели обыски в домах девяти родственников Рашитжона Кадирова. Как сообщается, с 5 по 10 марта того же года 13 его родственников мужского пола были задержаны на три дня, которые они провели в одиночных камерах. Четыре родственницы Кадирова были ненадолго задержаны и им приказали достать и принести сотрудникам правоохранительных органов очень крупную сумму денег. Шестого марта 2018 года ещё одного родственника забрали, чтобы он встретился с Кадировым в камере, а потом ему сказали, что если он не достанет и не принесёт большую сумму денег сотрудникам правоохранительных органов, то его сыновья будут арестованы и помещены в камеру к Кадирову.
Как минимум восемь партнёров и клиентов юридической фирмы Алишербека Кадирова, сына Рашитжона Кадирова, были также задержаны в качестве свидетелей и некоторые были избиты сотрудниками правоохранительных органов. Их несколько дней допрашивали, не давая спать, и оказывали на них психологическое давление, чтобы заставить их дать показания на Рашитжона Кадирова.
Семь свидетелей заявили в суде, что с марта по июнь 2018 года их подвергали психологическому и физическому давлению для того, чтобы они дали показания. В первый день суда они отказались от своих свидетельских показаний. Адвокаты обвиняемых, как сообщается, подали 40 ходатайств о проведении медицинских свидетельствований и расследований в связи с условиями содержания под стражей, но судья все их отклонил .
Наши надёжные источники также сообщают, что после публикации Amnesty International 8 апреля 2019 года Акции срочной помощи с призывом провести беспристрастное расследование из-за опасений, что Кадирову и его соответчикам угрожают пытки и другие виды жестокого обращения, судья постановил, что все обвиняемые должны пройти медицинский осмотр, чтобы установить подвергались ли они пыткам. Несмотря на то, что это шаг в правильном направлении, мы по-прежнему обеспокоены заявлениями генеральной прокуратуры, появившимися 11 и 21 апреля 2019 года после публикации Amnesty International Акции срочной помощи, в которых говорится, что судебно-медицинская экспертиза, проведенная в рамках расследования, не выявила никаких телесных повреждений . Никаких других подробностей в этих заявлениях не содержится. Подобную реакцию нельзя считать независимым и беспристрастным расследованием соответствующих сообщений. Более того, выводы судебно-медицинских экспертиз не были предоставлены стороне защиты и остаётся неясным, кто проводил эти освидетельствования и когда.
Призывы к властям Узбекистана
После того, как президент Шавкат Мирзиёев вступил в должность в 2016 году, он принимал меры по улучшению положения с правами человека в Узбекистане, в том числе издавались президентские указы и вносились поправки в законодательство для усиления защиты прав граждан в ходе судебных разбирательств.
Согласно международному праву, запрет на применение пыток носит абсолютный характер и действует всегда и в любых обстоятельствах, в том числе во время войны или чрезвычайного положения, и распространяется на все государства, как норма обычного международного права, вне зависимости от их договорных обязательств. Абсолютный запрет на пытки действует во всех без исключения случаях, в том числе тех, когда сами лица могли совершить тяжкие преступления и нарушения прав человека.
Поэтому мы напоминаем правительству Узбекистана о его международном обязательстве по предотвращению пыток и других видов жестокого обращения во всех без исключения случаях. Мы призываем власти провести эффективное и беспристрастное расследование заявлений о пытках и других видах жестокого обращения в отношении Рашитжона Кадирова, его соответчиков и других, и если они подтвердятся достоверными доказательствами, привлечь виновных к уголовной ответственности в обычных гражданских судах.
Мы также призываем власти Узбекистана в кратчайшие сроки проверить и подтвердить состояние здоровья Рашитжона Кадирова и его соответчиков и предоставить ему и его соответчикам доступ к необходимой и адекватной медицинской помощи.
Мы призываем власти Узбекистана открыть судебный процесс над Кадировым и его соответчиками для независимых наблюдателей и экспертов, отменить запрет на разглашение информации, касающейся этого дела, обеспечить предоставление обвиняемым адвокатов по их выбору и гарантировать им справедливое и беспристрастное судебное разбирательство.
В соответствии со своими международными обязательствами, Узбекистан обязан обеспечить защиту от вмешательства исполнительной власти в принятие судебных решений, как это закреплено в конституции Узбекистана и международных стандартах в области прав человека, гарантирующих независимость судебной власти. Мы призываем международное сообщество пристально следить за ходом этого дела, чтобы обеспечить соблюдение надлежащих правовых процедур и международных стандартов справедливого судебного разбирательства, а также защитить обвиняемых и свидетелей от возможного применения пыток и других видов жестокого обращения.