8.3.19

Таджикистан: принудительное возвращение активиста

Риск пыток и преследования по политическим мотивам
             Оппозиционер Шароффидин Гадоев встретился со своими родственниками в присутствии сотрудников МВД Таджикистана. Душанбе, 15 февраля. 
©2019 Министерство внутренних дел Республики Таджикистан

(Нью-Йорк) ─ Представители таджикских и российских властей произвольно задержали и насильно отправили в Таджикистан, находящегося в Москве с визитом мирного таджикского оппозиционера, заявили Ассоциация мигрантов Центральной Азии, Ассоциация «Права человека в Центральной Азии», Хьюман Райтс Вотч и Норвежский Хельсинкский комитет.

Активист Шарофиддин Гадоев находится в Таджикистане. Власти страны выпустили серию постановочных видеороликов и фотографий, призванных продемонстрировать, что он вернулся в страну «добровольно». В Москве и во время перелета в Таджикистан Гадоев был избит представителями российских и таджикских властей. Правозащитные организации призвали немедленно освободить Гадоева и разрешить ему вернуться в Нидерланды, страну его законного проживания. 

«Никакие постановочные видео и фотографии не способны скрыть страшную правду о том, что Таджикистан и Россия беззастенчиво пренебрегают взятыми на себя международными обязательствами, ─ говорит Стив Свердлов, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. ─ Гадоев был произвольно задержан в России, избит и отправлен в Таджикистан, где ему предъявлены сфабрикованные обвинения за мирное осуществление им свободы выражения мнений».

33-летний Гадоев – член оппозиционного Национального Альянса Таджикистана и бывший заместитель главы запрещенного оппозиционного политического движения «Группа 24». 15 февраля 2019 г. Министерство внутренних дел Таджикистана заявило, что Гадоев вылетел из Москвы в Душанбе по своей воле, чтобы «сдаться» властям по прилету за различные преступления. Гадоев был задержан сразу по прибытию в аэропорт и до сих пор находится под стражей.

С момента задержания Гадоева власти ежедневно показывают постановочные видео и фотографии, где он встречается со своей матерью, сестрой и знакомыми. В этих видео Гадоев заявляет, что вернулся в Таджикистан по собственной воле и осуждает других оппозиционных деятелей.

Однако по сведениям, полученным Хьюман Райтс Вотч от родственников Гадоева и из других информированных источников, сотрудники российских и таджикских спецслужб задержали Гадоева в Москве с применением по отношению к нему физической силы и затем насильно посадили его в самолет. Близкие к Гадоеву источники также сообщают, что его заявления на камеру были сделаны под физическим и психологическим давлением.

19 февраля соратники Гадоева опубликовали в сети записанное им ранее в Нидерландах видеообращение, в котором он заявляет:
Если вы смотрите это видео, то это значит, что меня убили или похитили, или я пропал без вести... Если я вдруг появлюсь на государственном телевидении или на каком-нибудь канале «Ютюб» с заявлением, что я в Таджикистане, куда вернулся по собственной воле, не верьте этому. Я ни при каких обстоятельствах никогда не вернусь в Таджикистан добровольно.
Гадоев – двоюродный брат и бывший заместитель главы «Группы 24» Умарали Кувватова, убитого в Стамбуле в марте 2015 года при обстоятельствах, свидетельствующих о причастности к его убийству таджикских спецслужб.  В октябре 2014 года «Группа 24» была формально запрещена властями Таджикистана, а затем внесена в список экстремистских организаций. Несколько членов организации были арестованы по необоснованным и чрезмерно расплывчатым обвинениям в экстремизме.

С 2015 года Гадоев живет в Нидерландах в статусе беженца. В отместку за его политическую деятельность, таджикские власти подвергают некоторых членов семьи Гадоева, проживающих в Таджикистане, допросам и преследованиям.

13 февраля Гадоев вылетел из Амстердама в Москву, имея на руках билет в оба конца, для проведения встречи с представителями Совета безопасности России по поводу политических событий в Таджикистане. По сообщениям информированных источников, 14 февраля во второй половине дня сотрудники российской службы безопасности встретили его в гостинице, чтобы отвезти на встречу.

Как удалось установить, ехавшие во второй машине сотрудники российских спецслужб остановили машину Гадоева, заставили его пересесть в их машину и отвезли в московский аэропорт Домодедово. По сообщениям, полученным Хьюман Райтс Вотч от родственников Гадоева, в машине его избивали.

Минуя паспортный контроль, сотрудники российских спецслужб посадили Гадоева в самолет таджикской авиакомпании «Сомон Эйр», следовавший рейсом 1223 в Душанбе. «Сомон Эйр» имеет связи с семьей президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Сопровождавшие Гадоева в полете сотрудники таджикских спецслужб избили его и надели ему на голову мешок. В таком виде рано утром 15 февраля Гадоев был доставлен прямо в управление по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Таджикистана.

С 15 февраля Гадоев содержался под стражей в МВД, а в какой-то момент – в органах безопасности. 15 февраля неизвестные представители таджикских властей передали родственникам Гадоева его окровавленную одежду. Как сообщается, 20 февраля Гадоев был переведен под домашний арест, но находился под постоянным надзором сотрудников МВД и таджикского ОМОНа. На следующий день его увезли в неизвестном направлении.

Изначально Министерство внутренних дел заявило, что Гадоеву предъявлены обвинения по статье 289 ч. 1 (Контрабанда) и статье 340 (Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов) Уголовного кодекса Республики Таджикистан. 21 февраля представитель МИД Нидерландов сообщил «Радио Озоди» (таджикское бюро Радио Свободная Европа/ Радио Свобода), что:
Власти Таджикистана подтвердили Министерству иностранных дел Нидерландов, что г-н Гадоев находится в Таджикистане, и что он был арестован по обвинениям в преступной деятельности. В настоящее время МИД Нидерландов ищет пути помощи г-ну Гадоеву. Это дело находится под нашим контролем.
Последние пять лет власти Таджикистана осуществляли политику грубых нарушений прав человека. За эти годы сотни политических активистов и адвокатов-правозащитников были отправлены за решетку, а оппозиционные партии запрещены. Хьюман Райтс Вотч и Норвежский Хельсинский комитет задокументировали усилия таджикских властей по задержанию, заключению и подавлению деятельности мирных оппозиционеров и критиков режима, находящихся  в стране или за рубежом. С 2015 года Душанбе предпринимал неоднократные попытки задержания мирных таджикских политических активистов на территории Беларуси, Кыргызстана, Казахстана, Молдовы, России, Турции и других стран и принудительного возвращения их в Таджикистан.

Россия является членом Совета Европы и участником Европейской конвенции по правам человека, и любое участие представителей государственных служб во внесудебной передаче Гадоева Таджикистану, или их молчаливое согласие на подобные действия, является серьезным нарушением конвенции.

По поводу случаев незаконных передач людей из России Европейский суд по правам человека предостерегает, что:
… Любая внесудебная передача или незаконная экстрадиция, предумышленно совершенная в обход надлежащей правовой процедуры, безоговорочно является отрицанием верховенства права и ценностей, защищенных Конвенцией. Таким образом, подобные действия приравниваются к нарушениям фундаментальнейших прав, гарантируемых Конвенцией.
«Если в Душанбе хотят, чтобы их воспринимали всерьез, то следует прекратить пускать пыль в глаза, — говорит Мариус Фоссум, региональный представитель Норвежского Хельсинкского комитета в Центральной Азии. — Есть тревожные подозрения, что Гадоев может быть подвергнут жестокому обращению со стороны таджикских властей. Международные партнеры Таджикистана, в том числе дипломатические представители на местах, должны добиться встречи с Гадоевым и потребовать от таджикских властей обеспечить ему беспрепятственный доступ к услугам адвоката по его выбору и свидания с членами семьи».