8.8.16

Эксперт: «Илхом Ибодов подвергался пыткам»

Материал узбекской службы ББС
от 28 июля 2016 года. 
Рахим и Илхом Ибодовы были арестованы 16 августа 2015 года. По мнению правозащитников, Ибодовым покровительствовали должностные лица.

Причина ареста Ибодовых — конфликт с сотрудниками СНБ, которым братья отказались платить дань.

Рахима и Илхома обвинили в нарушении правил торговли и организации незаконной торговли иностранной валютой. По словам правозащитников, Ибодовы подвергались беспощадным избиениям и пыткам. 13 сентября Илхом Ибодов скончался от тяжелых травм в СИЗО СНБ, которые стали результатом пыток.

Фотографии его тела передали через правозащитников на экспертизу независимой правозащитной организации «CENLIBART».

Эксперт этой организации Нигяр Ахмедбекова, обследовав фотографии тела Илхома Ибодова, пришла к выводу о том, что он был подвергнут пыткам. Об этом она рассказала в беседе с BBC.

Нигяр Ахмедбекова
Нигяр Ахмедбекова. 26 июня 2016 года мною исследованы 20 фотографий и два видео трупа мужского пола средних лет. Изучая их, я пришла к выводу, что на теле есть явные следы побоев. Они нанесены данному человеку незадолго до его смерти тупыми предметами. Например, такие следы имеются на туловище, голове и ногах. В результате нанесения телесных повреждений на теле были видны множественные гематомы и изъязвления, которые относятся к глубоким повреждениям кожного покрова. По моему мнению, от побоев пострадали и внутренние органы.

Я не являюсь врачом, который проводил вскрытие с дальнейшим исследованием внутренних органов сразу после смерти. Поэтому не могу утверждать, что смерть наступила от инфаркта сердца, как не могу утверждать, что смерть не наступила от болевого шока в результате нанесения ударов тупыми предметами в различные части тела. Как врач я считаю, что причина смерти в данном случае не играет такой большой роли, как факторы, которые привели к этой смерти.

BBC. Но не могли ли эти следы появиться после смерти?

Нигяр Ахмедбекова. У патологоанатомов и у экспертов есть методы, чтобы определить на теле следы от побоев и трупные пятна. Тут есть серьезные различия. Трупные пятна появляются после смерти человека, они бывают подкожными и имеют более широкую панораму.

Гематомы на теле трупа, которые мы обследовали, более глубокие, и они возникают только в месте удара. Кроме того, в зоне обеих лодыжек на передней поверхности голеностопного сустава видны явные изъязвления. Они могли быть вызваны сковыванием человека в этих местах. Можно даже утверждать, что на лодыжках были оковы или веревки.

BBC. Насколько можно быть уверенным в выводах, к которым вы пришли, лишь обследовав фотографии?

Нигяр Ахмедбекова. Конечно, я как врач избегаю безосновательных выводов. Фотографии — не рисунки, которые делаются вручную. В фотографиях невозможно что- то подделать. К тому же, эти фотографии мне передали источники, которые заслуживают доверия. Я независимый эксперт. Я очень внимательно, с лупой, изучала эти фотографии. Меня ничего не связывает с Узбекистаном, но мне хорошо известны репрессивные режимы и их поведение. Мой супруг тоже был жертвой пыток. Знаю, также, какими методами наносят увечья заключенным.

Через два месяца после смерти семье Ибодовых передали документ, где было указано, что тот скончался от инфаркта сердца. Это официальное решение. 15 февраля 2016 года Бухарский городской суд вынес приговор старшему брату Илхома, Рахиму Ибодову. Он приговорен к 8-летнему заключению за уклонение от налогов и незаконные валютные операции.

Семья Ибодовых находится под сильным давлением, так как ищет справедливости.

По данным Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», несмотря на угрозы и преследования со стороны сотрудников органов внутренних дел и Службы национальной безопасности Узбекистана, семья Ибодовых решила привлечь внимание общественности к этому делу.

Глава Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежда Атаева в интервью BBC сказала, что практика фальсификации обвинений против бизнесменов в Узбекистане обретает хронический характер.

Надежда Атаева. Я как правозащитница в деле Ибодовых обратила внимание на одно обстоятельство. Стало очевидным, что официальные правительственные чиновники взялись наказывать предпринимателей, которые отказываются давать взятки чиновникам. 

Те, кто участвует в экономических преступлениях, безоговорочно должны быть привлечены к ответственности. Но в Узбекистане, где наряду с непрозрачностью налоговой системы, нарушаются основные гарантии предпринимательской деятельности. Успешность любого предпринимателя зависит от уровня его личных связей и статуса покровителей. Вначале должностные лица не мешают развитию бизнеса, но позже разрушают его вплоть до убийства предпринимателя. Судебное дело Ибодовых — яркий пример, отражающий суть режима Узбекистана.

BBC. На каких доказательствах основаны Ваши утверждения? Где Вы взяли различные подробности о пытках и фотографии?

Надежда Атаева. Членам семьи Ибодовых удалось самим детально сфотографировать следы пыток. Такая ситуация бывает редко. Фото и видео мы послали независимым медицинским экспертам. Мы поставили перед ними вопрос: могли ли физические травмы Илхома Ибодова, зафиксированные на фото, привести к его смерти? Конечно, мы понимаем, что трудно определить причину смерти по фотографиям.

Для определения причин смерти надо исследовать тело человека в условиях специальной лаборатории при участии судебно-медицинского эксперта. Мертвое тело Илхома было передано родственникам для спешного захоронения. Как утверждает правительство, «пыткам положен конец», но правозащитники приводят дело Ибодова как доказательство того, что в стране не созданы условия для проведения независимой экспертизы случаев смерти.

BBC. В судебном процессе принимали участие адвокаты обвиняемого? Вообще, председательствующий на суде и защитник, который вел дело, обращали внимание на то, что происходят пытки?

Надежда Атаева. Во время судебного процесса на адвоката Ибодова оказывалась давление, судья проигнорировал слова Рахима Ибодова о применении против них пыток. Председатель суда открыто советуют хранить молчание по этому вопросу. Слова Рахима Ибодова даже не упомянуты в протоколах суда. Но в апелляционной жалобе адвоката Иброхима Норова есть четкое указание на применение пыток. Вначале, сразу после их ареста, обвиняемым Ибодовым был назначен государственный адвокат. Он заверил семью Ибодовых словами: «Не волнуйтесь, все хорошо». Но он не сделал ничего, чтобы защитить братьев. Все время следствия родственники не видели их. Их сестра Дильфуза увидела их издалека лишь когда ходила на заседание Бухарского суда, где братьям продлевали сроки ареста. Когда их привезли в здание, двое надзирателей волокли Илхома, взяв его под руки, он не мог передвигаться сам. Дильфуза видела, что голова Илхома лежала на шее одного из надзирателей. Судья, увидев такую ситуацию, промолчал и приказал продлить срок ареста. Через несколько часов Илхом скончался.

BBC. В узбекской пенитенциарной системе при расследовании смерти обвиняемого в процессе дознания и следствия не проводятся внутренние расследования для определения причин смерти обвиняемого?

Надежда Атаева. Нет, эта информация считается закрытой. Семья Ибодовых направила около 120 писем в разные организации и органы власти, в том числе в администрацию президента, прокуратуру и СНБ. Ответа они не дождались, только получили копии документов из судебных канцелярий. Информацию о судебных решениях получали с опозданием на несколько месяцев. Даже свидетельство о смерти Ибодова, которая наступила 13 сентября, родственники получили 11 ноября. В день смерти труп Илхома отдали его семье и приказали, чтобы его похоронили в течение нескольких часов. Члены семьи, увидев следы пыток, сами не смогли провести экспертизу. Как рассказывает нам его мать, они только успели сделать фото- и видеосъемки. По словам членов семьи Ибодовых, после своих жалоб, где они начали раскрывать имена официальных лиц, трое сотрудников СНБ были переведены на работу в другие области.


Перевод с узбекского на русский язык подготовили Ёдгор Обид и Бахадыр Намазов.