10.12.14

Ответ диктатуре от Лейлы и Арифа

В День Всеобщей декларации прав человека о судьбе правозащитников Лейлы и Арифа Юнус.


С 30 июля в СИЗО №1 города Баку находится моя подруга правозащитница Лейла Юнус. В СИЗО Министерства безопасности Азербайджана, абсолютно изолированный от внешнего мира, сидит мой друг ученый Ариф Юнус, он муж Лейлы.

3 августа мы с Арифом говорили по скайпу больше трех часов. Это была одна из лучших наших дискуссий. Мы обсуждали Нюрнбергский процесс и историю инакомыслия после Октябрьской революции. Ариф несколько раз прерывался и говорил о Лейле. Раcсказывал смешные истории. И о том, как они познакомились в студенчестве, какой она была красивой и забавной, и о том, как приходилось им вместе много раз выпутываться из сложных жизненных ситуаций. Он постоянно возвращаясь к мысли о том, что Лейла в изоляторе, и там условия, опасные для ее здоровья. Особенно мне запомнилась фраза Арифа о том, что Лейла и дочь Динара самые дорогие для него люди, и он готов отдать жизнь, только бы защитить их от опасности. А 5 августа Арифа арестовали.

30 лет назад Лейла и Ариф вошли в число правозащитников, которые стали заявлять о нарушении фундаментальных прав в СССР и высказываться за независимость Азербайджана. Я читала их статьи и слушала выступления задолго до нашего знакомства. Мнение Арифа по вопросам ислама и его выводы по делам, связанным с межэтническими конфликтами, мне интересны всегда.

Мы часто общались с Арифом по скайпу, а Лейла присоединялась к нам, наша дискуссия нередко сопровождалась шутками.

Как мне этого не хватает!

С Лейлой меня познакомила правозащитница Елена Рябинина в Индонезии, где проходили дни Всемирного движения за демократию. Мы общались с Лейлой целую неделю, практически не расставаясь. И все последующие годы мы остаемся на связи.

Из тюрьмы Лейла прислала несколько писем. Они всегда со мной. В последнем письме она прощается. Пишет прямо, как обычно: «боли не прекращаются, я умераю мучительно и в одиночестве, без Арифа. О Динаре не могу впоминать без слез…».

Уже 145 дней Лейла Юнус за решеткой. И Ариф, о котором ничего неизвестно.

В Азербайджане женщине очень трудно и опасно быть смелой. Хватит, уезжай! – так я говорила в очередной раз, когда Лейле поступали угрозы расправы. Она отвечала так: «Я хочу жить в своей стране».

Участь Лейлы разделили и ее коллеги и дорогие друзья – это адвокат Интигам Алиев, журналист Рауф Миркадиров, журналистка Хадиджа Исмаилова и многие другие. Ее постоянно лишают защитников. Адвокатов, которых пока допускают к Лейле, каждый раз обыскивают и постоянно подвергают давлению. В письмах из тюрьмы Лейла просит поддерживать своих коллег и ее заявителей и помогать им.

Бесспорно, смелая Лейла бросила вызов диктатуре. Она стала профессионально защищать жертв режима, используя правовые механизмы и привлекая общественное мнение, опираясь исключительно на принципы Всеобщей декларации прав человека. Так она стремилась добиться реформ в родной стране. Лейле Юнус было присвоено звание Кавалера Почетного легиона Французской Республики. Германия вручила ей премию имени Теодора Хекера. Норвежский хельсинкский комитет удостоил ее премией имени Андрея Сахарова. Международная коалиция женщин-правозащитниц (WHRDIC) выдвинула кандидатуру правозащитницы Лейлы Юнус на Нобелевскую премию мира за 2015 год.

Когда я писала эту статью, из Азербайджана ко мне позвонил мужчина и сказал, что его 62-летнему отцу на допросе вырывали ногти, и тот от боли терял сознание. Под пытками фабриковалось обвинение против него. Именно Лейла Юнус внесла его имя – Адалети Бабек в список политзаключенных Азербайджана. И активно защищала его. Его сын долго рассказывал, как в Азербайджане людей лишают свободы с помощью показаний, добытых под пытками, и почему многие адвокаты не берутся защищать жертв пыток, как мало в стране тех, кто публично и открыто готов защищать права заключенных оппозиционеров.

Из-за своей принципиальности Лейла Юнус стала личным врагом Ильхама Алиева. Он непримирим к ней и ее единомышленникам. Власти Азербайджана преследуют всю семью Юнус. Лейла и ее супруг за решеткой, единственная дочь была вынуждена эмигрировать. Международное сообщество призывает прекратить репрессии, но безуспешно. Репрессии и отсутствие условий для эффективной защиты привели к резкому ослаблению гражданского общества Азербайджана. Замечу, что активная фаза развития репрессивной кампании против правозащитников и журналистов началась в период, когда Азербайджан председательствовал в Совете Европы.

За последние четыре месяца международные организации и правительства демократического сообщества, многие известные СМИ сделали небывалое количество заявлений и обращений против политических репрессий в Азербайджане, соответствующую резолюцию принял Европарламент. Но режим Ильхама Алиева продолжает свою политику. А самого его встречают как дорогого гостя президенты демократических государств.

66 лет назад была принята Всеобщая декларация прав человека. Этот документ стал самым важным в истории Организации Объединенных наций, потому что оказывает огромное воздействие на жизнь людей во всем мире.

Лейла и Ариф стали известными правозащитниками, которые в условиях репрессивного режима основали негосударственный Институт мира и демократии в Азербайджане. Его устав основан на правовых механизмах национального законодательства и направлен на исполнение принципов Всеобщей декларации. На тех же правовых принципах базируется и деятельность других негосударственных организаций в Азербайджане. Смысл всех их требований к правительству прост: соблюдать законы страны и принципы Всеобщей декларации. Деятельность правозащитников и других общественных активистов чрезвычайно опасна для коррупционеров и сотрудников репрессивных органов, причастных к пыткам и незаконному лишению свободы. Расправа над оппонентами режима происходит по прямому указанию Ильхама Алиева. Я не удивлюсь, если также попаду в список «врагов» Азербайджана за критическое заявление.

Ситуация в Азербайджане мне напоминает то, что происходило в Узбекистане после массового убийства в Андижане в 2005 году. Госдепартамент США и Евросоюз ведут «тихую дипломатию», или, как сейчас модно говорить, «диалог по правам человека». Такая политика приносит мало пользы. И Узбекистан тому яркий пример. Сотни узбекских правозащитников и журналистов подверглись преследованиям. Кто-то в заключении, кто-то эмигрировал, а кто-то остается в стране под тотальным контролем спецслужб. Правительство Узбекистана стало объявлять своим успехом введение в закон поправок, а не исполнение закона. Из страны изгнаны все независимые международные наблюдатели. В качестве компенсации за закрытие офиса "Human Rights Watch" узбекские власти согласились открыть офис Евросоюза. Но в его задачи не входит правовая помощь населению. Списки политзаключенных только растут, а спецдокладчики ООН уже более 11 лет не могут получить разрешение посетить страну. Красный Крест закрыл миссию посещения мест лишения свободы из-за невозможности выполнять свои уставные обязательства.

В Азербайджане за последние четыре месяца в заключении оказались 11 правозащитников и журналистов, и вряд ли репрессии закончились. В списках политзаключенных уже более 100 человек. И все они стали жертвами пыток или жесткого обращения.

Остановить репрессии можно только путем прямого давления, в том числе санкций. Когда против Узбекистана действовали санкции Евросоюза, было освобождено самое большое количество узбекских политзаключенных за все время после распада СССР. Преследования активистов активизировались после снятия санкций и возобновление "тихой дипломатии".

Когда демократические государства сотрудничают с антидемократическими, мирясь с нарушением прав человека и коррупцией в последних, то они становятся соучастниками в самых неблаговидных делах. Диктаторские режимы стараются не только заставить Запад закрыть глаза на произвол, но и коррумпировать тамошний истеблишмент. Это показывает и пример России. Из-за поддержки друзей-импортеров нефти и газа ей сошло с рук нападение на Грузию и ее расчленение. А санкции за войну против Украины и захват Крыма принимались слишком медленно и явно недостаточны.

Правозащитница Лейла Юнус одна из тех, кто нуждается в международной поддержке и защите. Она находится в СИЗО №1 города Баку. Жизнь Лейлы под угрозой, но ее еще можно спасти. Как и бывшего депутата парламента Узбекистана Мурада Джураева, он с 1994 года – 20 лет в заключении пять сроков подряд.

А вот узбекского правозащитника Абудрасула Худойназарова уже нет с нами. Ему не успели помочь.

Сегодня Всеобщая декларация прав человека как никогда актуальна не только для граждан таких стран, как Азербайджан и Узбекистан. Но и для тех, кто имеет голос в Совете ООН по правам человека, включая Францию, Германию и США.

Надежда Атаева