27.8.14

Кыргызстан: нападения по национальному признаку

В Оше совершены очередные нападения на человека 
на почве межэтнической ненависти.


Кабулжон Осмонов
Кабулжан Осмонов родился на юге Киргизской ССР в 1970 году, гражданин Кыргызстана, этнический узбек. Проживает по улице Навои. Работает литейщиком на Ошском насосном заводе.

4 августа 2014 года, в 12:30, Кабулжан Осмонов возвращался с обеденного перерыва на работу — на Ошский насосный завод на проспекте Абсамата Масалиева. У ворот предприятия его остановил незнакомый молодой человек кыргызский внешности и обратился к нему со словами: «Эй сарт, стой!». Осмонов остановился и тут же получил от незнакомца несколько сильных ударов по лицу и другим частям тела.

Кабулжану Осмонову удалось вырваться и убежать от напавшего на территорию завода, но его тут же настигли еще несколько мужчин кыргызской внешности. Так как Осмонова били по лицу, он точно не знает, сколько было нападавших. Националисты со всей силы ногами наносили Осмонову удары по всему телу, пока он не потерял сознание.

Узнав об этом нападении, директор Ошского насосного завода организовал транспорт, чтобы срочно отвезти пострадавшего Осмонова в травматологический пункт. Ему оказали первую медицинскую помощь, но в госпитализации отказали.

Осмонов с сильными головными болями и многочисленными гематомами лежит дома. Денег на лечение у него нет. Предприятие, где он работает, платит ему за работу сдельно, а больничные листы не оплачивает.

5 августа 2014 года у Кабулжан Осмонов написал объяснительную участковому инспектору городского отделения милиции Оша (находится на Акбуринской улице).

Правоохранительные органы пока не возбудили уголовное дело по факту нанесения Кабулжану Осмонову телесных повреждений. Следователь ссылается на отсутствие заключения судебно-медицинской экспертизы. Уже три недели это заключение не выдается, что затягивает расследование преступления. Во время телефонного разговора следователь охотно отвечал на наши вопросы. И сообщил, что найти нападавших нетрудно, так как их зафиксировали камеры наблюдения гостиницы «Пекин» напротив места происшествия. Но он убежден, что Кабулжон Осмонов пострадал не на почве национальной розни. Следователь заявляет, что многие этнические узбеки считают модным чуть что заявлять в правоохранительные органы о нападениях на них на национальной почве.

По последним сведениям Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», случай нападения на Кабулжона Осмонова — не единственный, когда националистам удается избежать ответственности за преступления на почве межэтнической ненависти, в том числе тяжкие.

16 августа 2014 года утром на оптовом рынке на западной стороне, где продают бахчевые, жестоко избили узбека. Пострадавший отказался писать заявление в прокуратуру по факту нападения, поскольку уверен, что это бесполезно. По просьбе пострадавшего мы не называем его имя. В прошлом году его также избили на почве национальной розни, и из-за угроз националистов он взял вину на себя. Пострадавший дал следователю взятку в размере 20 тысяч сомов, чтобы тот вернул ему его заявление и закрыл уголовное дело.

17 августа 2014 года, около 20 часов, в районе города Оша журналист Ошского телевидения “Интимак ТВ” Давран Насибханов стал очередной жертвой межнациональной ненависти. Он вышел из дома за хлебом, и на площади «Дома быта», где расположены торговые лавки, к нему подошли 4 человека кыргызской внешности. Они перегородили дорогу и стали у него вымогать деньги. Когда Давран отказался им платить, те сначала стали унижать его человеческое достоинство, а и затем со всей силы наносить ему удары по всему телу. В результате он получил перелом ребра, сотрясение мозга и многочисленные гематомы. Давран Насибханов обратился за помощью в Ошскую городскую больницу, где ему оказали первую помощь и расспросили, что с ним произошло. Когда в больнице узнали, что на него напали на почве межэтнической ненависти, то отказались госпитализировать. Формальная причина — отсутствие свободных коек.

Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» на основании полученной информации пришла к выводу, что нападения на этнических узбеков чаще всего не расследуются, поскольку фиксируются как "бытовое хулиганство". Попытки пострадавшей стороны привлечь к ответственности виновных оборачиваются против них и создают в обществе еще большее напряжение.