Уважаемые коллеги,
Третье. Нам надо выработать кодекс поведения и общения в публичной сфере, чтобы наша полемика оставалась в рамках приличия и культуры. Совершенно недопустимы публичные ремарки типа «связался с такими непонятливыми бабами» или «пишу краткое письмо обнаглевшим женщинам, в начале посылаю их на три буквы». Такое поведение не только некультурно и неэтично. Оно дискредитирует все правозащитное сообщество. И еще. Говорить громко или с употреблением сильных выражений – не значит говорить убедительно.
к нашему большому сожалению, в публичной рассылке "HR-Uzbekistan", которую модерирует наш уважаемый азербайджанский коллега Эльдар Зейналов, сложилась очень нездоровая атмосфера. Сервис, созданный для оперативной рассылки сообщений о нарушениях прав человека в Узбекистане и обсуждения соответствующих проблем, превратился в место выяснения отношений и демонстрации личных амбиций. Причем участники дискуссии часто не выбирают выражений. Происходящее серьезно дискредитирует правозащитников Узбекистана в глазах заявителей и мирового сообщества.
Мы хотели бы назвать существующие проблемы и предложить способы их преодоления.
Первое. Мы хотели бы встать на защиту чести и достоинства Елены Урлаевой и других женщин, в адрес которых посыпались оскорбительные комментарии. То, что Елену в свое время насильственно поместили в психиатрическую больницу, скорее говорит о том, что власти Узбекистана используют психиатрию для борьбы с диссидентами. Так, Джамшида Каримова тоже насильственно заключили в психбольницу. Спецслужбы Узбекистана намеренно распространяют слухи о несуществующих болезнях Елены Урлаевой, и довольно странно, что некоторые общественные активисты распространяют такие слухи. Елена Урлаева долгие годы отважно отставивает принципы прав человека в Узбекистане. Она в числе первых откликается на просьбы о помощи, несмотря на риск репрессий.
Второе. Мы считаем, что власти Узбекистана подвергают дискриминации национальные меньшинства, хотя, возможно, и не так откровенно, как в Кыргызстане и России. Умалчивать об этой проблеме, как и преувеличивать ее - значит способствовать росту напряженности, приводящей к межнациональным конфликтам, наподобие кыргызстанского. Дискриминации (обычно скрытой) в Узбекистане подвергаются и русские, и таджики, и другие меньшинства. Свидетельства этому - привычная антирусская риторика в заявлениях руководства страны, планомерная ликвидация символов российской культуры, «геббельсовские» костры из книг на русском языке, чистка библиотек от изданий советского периода и т.п. Мы призываем к тому, чтобы обсуждение этих проблем было взвешенным и аргументированным.
Третье. Нам надо выработать кодекс поведения и общения в публичной сфере, чтобы наша полемика оставалась в рамках приличия и культуры. Совершенно недопустимы публичные ремарки типа «связался с такими непонятливыми бабами» или «пишу краткое письмо обнаглевшим женщинам, в начале посылаю их на три буквы». Такое поведение не только некультурно и неэтично. Оно дискредитирует все правозащитное сообщество. И еще. Говорить громко или с употреблением сильных выражений – не значит говорить убедительно.
Наконец, мы хотели бы призвать модератора рассылки "HR-Uzbekistan" усилить контроль за внутренней перепиской. Это никоим образом не означало бы ущемления свободы выражения мнений. Но свобода мнений всегда должна быть сопряжена с ответственностью. Мы благодарны Эльдару Зейналову за то, что он тратит время на администрирование. Но также просим его разделить ответственность за то, какая атмосфера сложилась вокруг нее. Мы хотели бы попросить его по возможности отбраковывать сообщения, которые не соответствуют стандартам этики и приличия. Мы были бы безмерно благодарно ему за это.
Мы надеемся на то, что наше обращение никого не обидит и не оскорбит. Все мы часто работаем на пределе физических и психических сил. Нам не всегда легко контролировать эмоции, но все же к этому надо стремиться. И, конечно, слова, сказанные в состоянии раздражения, не должны попадать в публичную сферу.
С уважением,
Правозащитники Ёдгор Обид и Надежда Атаева