8.9.10

Казахстан планирует экстрадировать 30 узбекских беженцев?

9 сентября 2010 года власти Казахстана намерены принять решение об экстрадиции 30 узбекских беженцев в страну их происхождения.

В Узбекистане практика пыток носит систематический характер. Вмешательство УВКБ ООН в этой ситуацию не предотвращает нарушение Казахстаном его международных обязательств. Необходимо срочно остановить выдачу беженцев в Узбекистан, где их ожидают пытки!

С 9 июня 2010 года в Алматы под стражей находятся 30 узбекских беженцев (15 человек в изоляторе Комитета национальной безопасности Казахстана, остальные в департаменте внутренних дел Казахстана). В этот день органы миграционной полиции провели очередную акцию «Мигрант», направленную на выявление лиц, нелегально находящихся в стране. Но в отличие от предыдущих случаев в ней приняли участие сотрудники уголовного розыска и Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана. Позже выяснилось, что из Узбекистана пришел запрос об экстрадиции вышеупомянутых узбекских граждан на основании Кишиневской Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

Узбекистан обвиняет арестованных беженцев в тяжких преступлениях, в том числе в причастности к террористической деятельности. У Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» есть данные о том, что в основу обвинений против многих из них были положены показания заключенных, полученные с помощью пыток. В их числе 10 беженцев, незаконно выданных в ноябре 2005 года из Южного Казахстана. В последующем они были осуждены на длительные сроки лишения свободы.  
  • Новые миграционные условия в Казахстане нарушают права беженцев
С марта 2010 года в Казахстане не признается статус мандатного беженца ООН. 17  человек, из числа указанных выше арестованных беженцев, уже имеют удостоверение лица, ищущего убежища, выданные УВКБ ООН. Казахстан стал пересматривать их дела, ссылаясь на Закон Республики Казахстан «О беженцах» от 04.12.2009 № 216-4. Республиканская централизованная комиссия по определению статуса беженца теперь уполномочена давать беженцам право на годичное проживание в Казахстане. Через год комиссия принимает положительное или отрицательное решение о продлении статуса беженца.

Следует особо подчеркнуть: изменения в законодательстве позволяют Комиссии аннулировать абсолютно правомерное решение международной организации. В этой Комиссии большинство голосов принадлежит представителям спецслужб. В составе Государственной Комиссии Казахстана по определению статуса беженца: МИД РК, МВД РК, включая сотрудников департамента миграционной политики, КНБ РК, УВКБ ООН и «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности».

Новая миграционная политика уже повлекла за собой пересмотр Казахстаном решений УВКБ ООН в отношении лиц, ранее признанных беженцами. Этот процесс коснулся 180 граждан Узбекистана и 400 беженцев из Афганистана, имеющих статус беженца и пользующихся защитой УВКБ ООН. Многие из них ожидали переселения в третью страну.
  • Штаб-квартира УВКБ ООН не может повлиять на решение правительства Казахстана
23 августа 2010 года родные арестованных узбекских беженцев встретились с экспертом УВКБ ООН Аджмалом Хибари, прибывшим из Женевы. Он откровенно сказал, что штаб-квартира УВКБ ООН не может повлиять на решение правительства Казахстана. «Они при мне ставят печати об отказе в статусе, и я никак не могу повлиять на принятие объективного решения. Моя роль в этом деле сводится к тому, чтобы только указать на возможные нарушения в применении законов. Правительство вправе принимать мои советы или отклонять их. Казахстан взял на себя ответственность принимать решение о предоставлении политического убежища. Я только юрист. Представительство УВКБ тоже сейчас оказалось в роли юриста».

25 августа глава представительства УВКБ ООН в Алматы Сабер Азам пригласил всех узбекских беженцев, которым комиссия отказала в предоставлении политического убежища. Во время этой встречи стало известно, что для защиты прав арестованных пригласили двух адвокатов. По словам жен находящихся под стражей беженцев, адвокаты до сих пор не встречались со своими подзащитными.
  • Казахстан игнорирует «принцип невыдачи»
Как утверждает директор департамента Комитета миграционной политики по г. Алматы Гульсарой Алтынбекова, Казахстан не имеет права указывать узбекской стороне на неправомерность обвинений против арестованных граждан Узбекистана. В казахстанском законодательстве тоже прописано наказание за такие преступления. Согласно Кишиневской конвенции о правовой взаимопомощи и обязательствам, обозначенным Шанхайской организацией о сотрудничестве, Казахстан обязан выдавать преступников. При этом Алтынбекова игнорирует выводы международных наблюдателей о том, что в Узбекистане распространена практика фабрикаций обвинений.

По аналогичному случаю Европейский суд по правам человека вынес постановление, где говорится, что «экстрадиция в Узбекистан нарушила бы их [узбекских беженцев] право не подвергаться бесчеловечному обращению, а также право на справедливый суд, поскольку она [экстрадиция] угрожает их жизни и здоровью. [..] их содержание под стражей с целью экстрадиции было незаконным, и что в отношении указанного нарушения отсутствовали эффективные средства правовой защиты». (Исмаилов и другие против России, Жалоба № 2947/06 апрель 2008г.).

Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» обращает внимание на то, что Казахстан взял на себя обязательства выполнять многие международные соглашения в области прав человека, в том числе:
— Конвенцию ООН 1951 г. «О статусе беженцев»;
— Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Согласно Конституции Казахстана, международное право преобладает над национальным. Поэтому правительство не имеет права выдавать граждан в государства, где им грозят пытки, жестокое, бесчеловечное и унижающее их достоинство обращение.
  • В Узбекистане систематическая практика пыток
По сведениям Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана, в этой стране каждый год от пыток умирает не менее 200 заключенных. Все чаще проходят групповые суды над представителями религиозных меньшинств, во время следствия практически всегда они подвергаются пыткам. Как заявил в апреле 2006г. Специальный докладчик ООН по проблеме пыток Манфред Новак (Manfred Nowak), он располагает «многочисленными данными о том, что пытки [в Узбекистане] применяли и продолжают систематически применять и милиция и службы безопасности – в особенности это касается диссидентов и других противников режима». Европейский суд по правам человека в 2010 году вынес постановление, где говорится, что «для любого подозреваемого в совершении уголовного преступления, находящегося в [узбекской] тюрьме, велика угроза пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения». (Гараев против Азербайджана, Заявка №. 53688/0810 июнь 2010 г.).

правительство Казахстана:

— гарантировать полное соблюдение «принципа невыдачи» и абсолютный запрет на пытки в соответствии с международным правом, международными законами о беженцах и Конвенцией ООН против пыток 1984 г., отказываясь депортировать или экстрадировать людей в страны, где им грозят пытки, жестокое, бесчеловечное и унижающее их достоинство обращение или смертная казнь;

— признать удостоверения, выдаваемые УВКБ, и присвоить их носителям право законно проживать в Казахстане;

— достигнуть промежуточного соглашения с УВКБ, позволяющего последнему без ограничений осуществлять свой мандат до тех пор, пока национальная система по предоставлению убежища не будет приведена в полное соответствие международным стандартам;

— внести поправку в Закон о беженцах, чтобы привести его в соответствие международным стандартам и конвенциям, в частности упразднить статью (12-5), позволяющую отказывать в убежище лицам, подозреваемым в принадлежности к религиозным организациям, запрещенным в стране их происхождения;

— гарантировать полную независимость от политических властей и от спецслужб органов, уполномоченных предоставлять убежище;

— гарантировать приостановление любого решения о выдворении в случае подачи просителем апелляции;

УВКБ ООН:

— гарантировать конфиденциальность всех рассматриваемых им дел беженцев;

— найти промежуточное соглашение с правительством Казахстана, позволяющее УВКБ без ограничений осуществлять мандат по защите беженцев, пока национальная система предоставления убежища не будет приведена в полное соответствие с международными стандартам и обязательствами страны.

ОБСЕ:

— напомнить Казахстану о необходимости выполнения им международных обязательств и «принципа невыдворения»;

правительства стран ЕС:

— как можно быстрее принять узбекских беженцев, имеющих удостоверение УВКБ, и в любых обстоятельствах отказываться от выдачи уже проживающих на их территории узбекских беженцев в Узбекистан.

Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» присоединяется к обращению FIDH и призывает всех людей доброй воли отдать голоса для спасения 30 узбекских беженцев, ожидающих в Алматы решение об экстрадиции в страну, где их ждут пытки.