28.1.08

Наступило антиконституционное президентство Ислама Каримова


Узбекистан. Ислам Каримов остался у власти на третий срок.  Недавно состоявшиеся выборы президента невозможно назвать свободными, поскольку на граждан Узбекистана оказывалось неправомерное давление на протяжении всей предвыборной кампании и в ходе голосования. Действия Ислама Каримова наносят огромный ущерб развитию демократического процесса в Узбекистане. Международной общественности необходимо дать объективную оценку правового статуса Ислама Каримова.

Избирательная кампания президента Узбекистана продемонстрировала массовое нарушение политических прав

Право баллотироваться на выборах. Статья 90 Конституции Узбекистана ограничивает пребывание в должности президента страны двумя сроками. С правовой точки зрения действия Ислама Каримова можно квалифицировать как антиконституционный захват власти в соответствии со статьей 159  уголовного кодекса (о посягательстве на конституционный строй Республики Узбекистан).

Второй президентский срок длился с января 2000 г. по январь 2007 г., восемь лет вместо семи, предусмотренных Конституцией.  Последний год пребывания Ислама Каримова у власти невозможно назвать легитимным в силу действующего национального законодательства. Каримов продемонстрировал умение использовать в своих целях правовые коллизии национального законодательства и несовершенство действующей Конституции, которая не предусматривает импичмент президента. Поскольку поправки к Конституции по вопросу выборов президента допускаются исключительно путем референдума, так как парламентское конституционное большинство не наделено подобными полномочиями, то правление Ислама Каримова после января 2007 года является нелегальным.

Сам факт того, что все альтернативные кандидаты восхваляли своего главного конкурента Каримова свидетельствует, что они сознательно пошли на участие в имитации и манипуляции выборов по сценарию И. Каримова. Они не имели взможности отказаться от этой унизительной роли без последствий для своей безопасности.
  
Явка на избирательные участки явно преувеличена. К примеру, не были учтены трудовые мигранты, составляющие значительный  процент избирателей. Многие избиратели объясняют свое участие в голосовании беспокойством о собственной безапасности. Примечательно, что в день выборов была организована массовая пропаганда, призывающая идти на избирательные участки, что также является морально-психологическим способом давления.

Порядок выдвижения кандидатов на пост президента. Согласно действующему законодательству, для регистрации кандидатов в ЦИКе политические партии и инициативные группы граждан должны собрать как минимум 5 % подписей от общего числа избирателей. Эти подписи должны быть представлены пропорционально по всем областям и Каракалпакстану. В количественном выражении каждый претендент должен собрать более 800 тысяч подписей. ЦИК зарегистрировал четырех кандидатов на пост президента, якобы выполнивших это условие. По результатам выборов стало известно, что все кандидаты кроме Ислама Каримова не смогли набрать даже то количество голосов, которое  они представили для регистрации в ЦИКе. Это свидетельствует, что процесс выборов был полностью срежиссирован властями в пользу Ислама Каримова вопреки действующей Конституции и чаяниям народа.

Свобода высказывания политических взглядов не соблюдалась. Политическая и другие сферы общества Узбекистана монополизированы авторитарной властью. Социально-экономические направления также находятся под жестким контролем. СМИ подчинены режиму, Интернет систематически блокируется. Населению доступна лишь та информация, которая направлена на усиление действующего режима, любое инакомыслие наказуемо. Институты гражданского общества задавлены. Политические партии поддерживают Каримова, а он их критикует. Отсутствует система сдержек и противовесов в разделении ветвей власти. К международным наблюдателям отношение у власти циничное. Их участие в выборах фактически используется для пропаганды о так называемом соблюдении демократических норм. Любая западная критика хода выборов заглушается, либо игнорируется. Встречи с западными политиками используются для поддержания имиджа Ислама Каримова.

Президентские выборы полностью проигнорировали основной закон страны. Поздравления  Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, Генерального секретаря НАТО Яаапа Де Хооп Схеффера, Димитрия Рупеля, министра иностранных дел Словении, председательствующей страны Евросоюза, Генерального директора ЮНЕСКО Коичиро Мацуура, главы ОБСЕ, федерального президента Германии Хорста Келлера, направленные Исламу Каримову в связи с его избранием президентом Узбекистана на третий срок выглядят как поддержка его незаконного пребывания у власти.

Ассоциация «Права Человека в Центральной Азии» считает, что своими действиями авторитетные организации и структуры призванные защищать и развивать демократию во всем мире, способствуют укреплению авторитарного режима в Узбекистане. В сложившейся ситуации возникает недоверие к их миссии. Основываясь на конституционных принципах Узбекистана, Ассоциация призывает мировую общественность дать объективную оценку правового статуса Ислама Каримова.