9.10.15

Таджикистан: задержан адвокат-правозащитник

Бузургмехр Ёров
Представлявший интересы арестованных оппозиционеров


(Берлин) – Власти Таджикистана должны либо предъявить убедительные обвинения в международно признанных уголовных преступлениях, либо немедленно освободить адвоката-правозащитника Бузургмехра Ёрова, заявили сегодня шесть международных правозащитных организаций.

Власти арестовали Ёрова 28 сентября 2015 года в Душанбе по обвинениям, по-видимому, сфабрикованным в отместку за то, что он вызвался защищать 13 членов оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), сообщают организации Власти закрыли партию в августе, а 29 сентября ее объявили террористической организацией. Меньше чем за два последних года власти арестовали, посадили по политически мотивированным обвинениям либо подвергли серьезным гонениям как минимум четырех таджикских адвокатов, включая Ёрова.

«Арест ведущего адвоката-правозащитника за то, что он взялся за политическое дело, демонстрирует ужасающий размах непрекращающегося подавления прав человека в Таджикистане, — говорит президент ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежда Атаева. - Власти Таджикистана должны немедленно освободить Бузургмехра Ёрова либо предъявить ему убедительные обвинения и предоставить ему доступ к адвокату и родственникам. Кроме того, им следует обеспечить независимость адвокатуры».

Принять меры потребовали от Таджикистана такие правозащитные организации, как Международная Амнистия, Парижская коллегия адвокатов, Aссоциация «Права человека в Центральной Азии», Хьюман Райтс Вотч, Международное партнерство по правам человека (IPHR) и Норвежский Хельсинский комитет.

По информации, опубликованной на сайте МВД РТ 2 октября 2015 г., власти обвиняют Ёрова в мошенничестве и подделке документов по статьям 247 и 340 Уголовного кодекса Таджикистана. По словам представителя МВД, предполагаемое мошенничество произошло в апреле 2011 года, когда Ёров якобы получил $45.000 долларов США от жителя Худжанда,

На момент ареста Ёров только начал представлять 13 членов ПИВТ, арестованных по разным обвинениям 16 сентября. В интервью журналисту, опубликованном в день ареста, Ёров сказал, что один из его клиентов, заместитель председателя партии Умарали Хисайнов, сказал ему, что после ареста его избивали сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью.

13 членов входили в руководство партии, насчитывавшей около 40 000 сторонников и являвшейся второй по величине в стране. До запрета и объявления ее террористической организацией ПИВТ была единственной исламской политической партией, официально зарегистрированной в Центральной Азии. Решение Верховного суда от 29 сентября, в котором ПИВТ была названа террористической организацией, сделало уголовно наказуемым распространение любых ее партийных материалов.

Как рассказали Хьюман Райтс Вотч 6 октября в надежном независимом таджикском СМИ, до 78 членов партии либо задержаны, либо официально арестованы на различных основаниях в связи со своим членством в партии.

Согласно Основным принципам ООН, касающимся роли юристов, «юристы не отождествляются со своими клиентами или интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих функций» и должны иметь возможность «выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства». Кроме того, юристы не должны подвергаться «судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозам такого преследования и санкций».

«Арестом видного адвоката-правозащитника Душанбе недвусмысленно предостерегает юридическое сообщество Таджикистана от вмешательства в политические дела, — отметил директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии Хью Уильямсон. — Сейчас Таджикистан как никогда остро нуждается в сильных и независимых юристах, которые могли бы работать, не опасаясь вмешательства и мести».

Арест Ёрова произошел на фоне усилившегося подавления инакомыслия со стороны властей; которому предшествовали аресты, лишение свободы и запугивание еще нескольких адвокатов, бравшихся за политические дела. Так, 13 января суд в Душанбе приговорил известного адвоката и правозащитника Шухрата Кудратова к девяти годам заключения по политически мотивированным обвинениям в мошенничестве и даче взятки. Позже в порядке обжалования срок сократили до трех лет.

За несколько месяцев до того как Кудратова бросили за решетку, он защищал Зайда Саидова — оппозиционера, приговоренного в декабре 2013 года к 29 годам лишения свободы. Судебное преследование Саидова, по всей видимости, было организовано в отместку за его намерение баллотироваться на президентских выборах в ноябре 2013 года. В августе 2015 года прокуратура выдвинула против Саидова новые обвинения; в итоге к его сроку добавилось еще три года.

В марте 2014 года агентство Таджикистана по борьбе с коррупцией арестовало по обвинениям в мошенничестве другого видного адвоката — Фахриддина Зокирова. Зокиров пробыл под стражей до 3 ноября, а потом его освободили по амнистии. Международная комиссия юристов и 18 таджикских неправительственных организаций назвали аресты Кудратова и Зокирова политически мотивированными.

В июле 2015 года адвокат из Худжанда Файзиниссо Вохидова, известная своей правозащитной деятельностью и работой на уголовных процессах, рассказала Хьюман Райтс Вотч, что получала СМС-сообщения с угрозами убить или серьезно покалечить ее и ее родственников, если она не прекратит защищать обвиняемых на политических процессах.

США, Европейский союз и другие международные партнеры Таджикистана должны надавить и дать понять, что правительство Таджикистана, должно обеспечить безопасность адвокатов, с тем чтобы они могли выполнять свою работу, не опасаясь угроз и гонений, в том числе произвольных арестов и судебного преследования, заявили организации Кроме того, международным партнерам следует потребовать от Таджикистана выполнения своих международных обязательств в части соблюдения свободы выражения мнений, собраний и объединений.

«Эта тревожная череда арестов адвокатов представляет собой посягательство на профессию адвоката в Таджикистане и должна немедленно прекратиться, — сказал генеральный секретарь Норвежского Хельсинского комитета Бьёрн Энгесланд. — Отправить адвоката за решетку из-за его клиента — это не только неправомерно, но и наносит вред обществу в целом, лишая людей права на независимую юридическую помощь».