Заявление для рабочей сессии 4 в рамках Совещания ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященных человеческому измерению 2015 года: Основные права и свободы 1, 23 сентября 2015 года, подготовленное следующими организациями: Международное партнерство по правам человека (Бельгия); Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (Казахстан); «Нота Бене» (Таджикистан); Туркменская инициатива по правам человека (Туркменистан - в изгнании, базируется в Австрии); Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» (Узбекистан — созданная политэмигрантами, базируется во Франции); Общественный фонд «Голос Свободы» (Кыргызстан).
В
Центральной Азии усиливается ограничение
основных прав и свобод, равно как и
тенденция подавления гражданского
общества во имя сохранения стабильности
правящих там режимов. Инициируется
ограничительное законодательство и
репрессивные меры против организаций
и отдельных лиц, критикующих политику
правительства и выступающих в защиту
прав человека, справедливости и
верховенства права. В ходе своего визита
в Центральную Азию в июне 2015 года
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун
высказал озабоченность по поводу
«сокращения демократического пространства»
в регионе. Пан Ги Мун предостерег
руководство стран
против
использования угроз безопасности для
введения новых ограничений на осуществление
таких основных прав и свобод, как право
на свободу выражения мнений, собраний
и ассоциаций. Генеральный секретарь
подчеркнул, что «как свидетельствует
опыт, это дает обратный эффект» и что
подобный подход будет только способствовать
нестабильности в долгосрочной перспективе.
«Я вижу, что эта тенденция набирает
обороты в регионе, и это очень тревожит
меняi»,
- заключил Пан Ги Мун.
В
данном заявлении мы хотели бы выделить
ряд вопросов, касающихся положения
гражданского общества в странах
Центральной Азии, которые вызывают
серьезную озабоченность.
Казахстан
Новый
Уголовный и Административный кодексы,
вступившие в силу в январе 2015 года,
содержат ряд положений, ограничивающих
свободу выражения мнений, собраний и
ассоциаций, которые могут
быть использованы для преследования
представителей гражданского общества
за осуществление ими законной деятельности.
В частности, Уголовный кодекс выделяет
«лидера общественного объединения» в
отдельную категорию преступников, что
может повлечь за собой использование
этого положения закона в произвольном
порядке для преследования «неугодных»
лиц. Размытые формулировки Уголовного
кодекса о «возбуждении» социальной,
национальной или иной розни и о
распространении «заведомо ложной
информации» неоднократно использовались
для предъявления обвинений против
активистов гражданского общества и
других лиц, открыто высказывающих свое
мнение.
Как
в законодательстве, так и на практике
грубо нарушается право на свободу
собраний.
Для проведения любой акции протеста
необходимо получение предварительного
разрешения; несанкционированные акции
регулярно разгоняются, в то же время их
организаторы и участники задерживаются
и привлекаются к ответственности. В
преддверии запланированных акций
известные общественные активисты часто
подвергаются «превентивному» задержанию,
подтверждением чему служит недавний
арест Ермека Нарымбаева 20 августа 2015
года. Нарымбаев был задержан и провел
в заключении 20 дней после того, как он
написал на свой странице в Facebоok о своем
намерении провести акцию протеста на
площади Республики в Алматы в связи с
девальвацией национальной валюты. По
завершении своего визита в Казахстан
в начале этого года, Специальный докладчик
ООН по вопросу о правах на свободу мирных
собраний и свободу ассоциаций пришел
к выводу, что «подход
государства к регулированию мирных
собраний лишает право (на свободу мирных
собраний) его смысла»ii.
Новый
закон «О профсоюзах», вступивший в силу
в июле 2014 года, подрывает право профсоюзов
на свободу ассоциации, требуя обязательного
членства в региональных, отраслевых
или республиканских профсоюзных
объединениях. В результате этого сотни
профсоюзов находятся на грани закрытия,
так как им не удалось перерегистрироваться
в течение одного года, как требует новый
закон. Местные исполнительные органы
предупредили не прошедшие перерегистрацию
профсоюзы о том, что им могут быть
предъявлены иски о ликвидации. Как
сообщается, по «надуманным» причинам
независимым профсоюзам отказали в
перерегистрации.
Высказываются
опасения по поводу находящегося в данное
время на рассмотрении в парламенте
страны законопроекта, принятие которого
может привести к ситуации, при которой
новая
структура будет контролировать
распределение как государственных,
так и негосударственных грантов.
Представители
правительства заявили, что новые
положения не будут применяться к
грантам, получаемым НПО
от иностранных и международных источников
финансирования.
Представители
НПО, в свою очередь, призвали к тому,
чтобы новые положения были сформулированы
таким образом, чтобы
сфера их применения строго
ограничивалась государственными
грантами,
что также было рекомендовано Специальным
докладчиком ООН по вопросу о правах на
свободу мирных собраний и на свободу
ассоциаций.iii
В
августе 2015 года суд
закрыл оппозиционную Коммунистическую
партию
Казахстана за то, что количество ее
членов якобы меньше необходимого
минимума для регистрации политической
партии (40 000 человек). Осужденные в
результате несправедливых судебных
разбирательств по политически
мотивированным обвинениям оппозиционный
лидер Владимир Козлов, поэт/диссидент
Арон Атабек и правозащитник Вадим
Курамшин продолжают оставаться в
заключении.
Высказываются опасения по поводу
обращения с ними в тюрьме, а именно, в
связи с практикой наказания их за якобы
нарушение тюремных правил, что лишает
их права на улучшение условий содержания
или на досрочное освобождение.
Кыргызстан
Находящийся
на рассмотрении в парламенте Кыргызстана
проект
закона «об иностранных агентах»
представляет серьезную угрозу для
гражданского обществаiv.
Принятие этого закона может привести
к такой же «охоте на ведьм» против НПО,
как в России, после вступления в силу
аналогичного закона. Согласно положениям
законопроекта, НПО обязаны принять
стигматизирующий ярлык «иностранный
агент», если они получают иностранное
финансирование и вовлечены в «политическую
деятельность» - термин, определение
которого настолько широкое, что он может
быть применен практически к любому виду
деятельности НПО. Законопроект также
предоставляет представителям власти
новые широкие полномочия вмешиваться
во внутренние дела НПО и вводит проблемные
положения об уголовной ответственности
представителей НПО в качестве отдельной
категории преступников.
Несмотря
на острую критику законопроекта
об
«иностранных
агентах», в
начале июня 2015 года документ был одобрен
парламентом в первом чтении. Позже
в этот же месяц законопроект был снят
с повестки дня пленарного заседания и
отозван для дополнительного обсуждения
в комитетах.
В случае если
рассмотрение
законопроекта затянется
до парламентских выборов, назначенных
на 4 октября, то вновь избранный парламент
может возобновить его рассмотрение,
продолжив начатое предыдущим парламентом.
В
последнее время группы
гражданского общества, активисты и
юристы
в Кыргызстане все
чаще подвергаются словесным атакам,
запугиванию
и преследованию.
Как
средства массовой информации, так и
общественные деятели обвиняют НПО в
содействии реализации политических
интересов иностранных доноров и в
предательстве
национальных ценностей. С
соответствующими заявлениями на
пресс-конференции в июле этого года
выступил
и президент Атамбаевv.
С
точки зрения неприкосновенности
адвокатов и конфиденциальности их
работы, вызывают крайнюю озабоченность
обыски,
проведенные
в марте 2015 года сотрудниками
Государственного комитета национальной
безопасности КР
в
Ошском филиале правозащитного движения
«Бир
Дуйно-Кыргызстан»
и в домах двух адвокатов.
В ходе обысков последних были конфискованы
документы, связанные с десятками
индивидуальных дел клиентов.
Впоследствии эти обыски в
судебном порядке были
признаны
незаконными тремя
отдельными судебными актами, которые
Верховный суд страны оставил в силе в
конце июня 2015 годаvi.
«Бир
Дуйно» и его адвокаты продолжают
бороться за справедливость в связи с
мартовскими событиями.
Пять
лет назад был приговорен к пожизненному
заключению правозащитник Азимжан
Аскаров,
осужденный после межэтнического насилия
на юге Кыргызстана в июне 2010 года.
Судебный процесс против правозащитника
был омрачен нарушением норм права и в
частности принципов справедливого
судебного разбирательства. Достоверные
сообщения о том, что Аскаров подвергался
пыткам во время нахождения в предварительном
заключении, не были должным образом
рассмотрены. В прошлом году Верховный
суд оставил в силе решение суда о
прекращении нового расследования по
делу правозащитника. Правозащитники
выразили беспокойство, что здоровье
Аскарова в тюрьме значительно ухудшилось.
В июле 2015 года после того, как Аскарову
была присуждена престижная американская
премия в области прав человека,
правительство Кыргызстана в одностороннем
порядке расторгло соглашение о
сотрудничестве с правительством США.
Таджикистан
Согласно
новым поправкам к
Закону
«Об общественных объединениях»,
подписанным
президентом в августе 2015 года, информация
обо всех средствах, полученных
общественными объединениями от зарубежных
или международных источников, должна
быть включена в специальный государственный
реестр.
В окончательной версии поправок говорится
об «уведомлении» правительства; однако,
эти положения сформулированы неясно и
не содержат точных сведений о порядке
уведомления. Министерство
юстиции в
данное время работает над инструкциями
по реализации новых норм. Гражданское
обществоvii
и представители ООН по правам человекаviii
высказали опасения, что поправки к
закону могут быть использованы для
ограничения деятельности НПО в нарушение
международных стандартов в области
прав человека.
В
последние месяцы представителями
власти, без официального объявления
причин, были проведены проверки
деятельности ряда НПО;
налоговые органы инициировали карательные
меры против известных правозащитных
организаций.
В августе 2015 года проверяющие органы
обязали организацию «Бюро по правам
человека и соблюдению законности»
выплатить штраф в размере 43000 сомов
(около 6000 евро) за якобы выявленные в
ходе проверки финансовых документов
нарушения Налогового кодекса. Налоговый
комитет выдвинул иск против другой
известной НПО «Нота Бене» с требованием
ее ликвидации на том основании, что она
якобы использовала «пробелы в
законодательстве» во время регистрации
в 2009 году. Как и многие другие НПО в
Таджикистане, «Нота Бене» зарегистрирована
в Налоговом комитете в качестве
«общественного фонда», а не как
«общественное объединение» в Министерстве
юстиции. При этом руководству «Нота
Бене» не было предъявлено никакого
предварительного уведомления. «Нота
Бене» оспаривает иск в суде.
Принятый
в Таджикистане в конце 2014 года новый
закон
«О
собраниях»
ограничивает
право на свободу мирных собраний вопреки
международным стандартам
в области прав человека. В частности,
согласно требованиям нового закона,
организаторы собраний должны получить
предварительное разрешение; кроме того,
закон содержит широко сформулированные
положения об основаниях для запрета
собраний, а также ограничивает выбор
мест для проведения акций. Закон также
не предусматривает стихийных собраний.
Принятый
ранее в этом году новый закон
«Об адвокатуре и адвокатской деятельности»
устанавливает новый порядок квалификационной
процедуры для адвокатов, ставящий
под угрозу их независимость.
Правительство рассматривает дополнительные
поправки, принятие которых может
ужесточить доступ к получению адвокатской
лицензии. Вызывают озабоченность факты
запугивания
и преследования адвокатов
за их профессиональную деятельность.
Адвокат Шухрат Кудратов отбывает
пятилетний срок тюремного заключения
по обвинению, предположительно связанному
со спецификой его профессиональной
деятельности, включая громкие дела,
связанные с общественными деятелями.
В
последние месяцы усиливалось давление
на крупнейшую
оппозиционную партию страны - Партию
исламского возрождения Таджикистана
(ПИВТ).
Сейчас ей грозит
закрытие.
В
конце августа 2015 года Министерство
юстиции
направило предупреждение ПИВТ, объявив
ее деятельность
«незаконной»
на основании того, что партия
не имеет необходимого количества
первичных ячеек на местах и
ведет «религиозную
пропаганду»ix.
Туркменистан
Поскольку
правительство Туркменистана продолжает
тщательно контролировать общество,
подавлять критику политики властей и
проводить массовую мобилизацию граждан
для участия в мероприятиях, направленных
на восхваление режима, климат для
существования гражданского общества
в стране остается крайне репрессивным.
Принятый
в 2014 году закон «Об общественных
объединениях», требует обязательной
регистрации объединений, устанавливает
жесткие правила регистрации для
национальных организаций и предоставляет
представителям власти широкие полномочия
для надзора за деятельностью и
финансированием объединений. Фактически
государство
поддерживает роль квазинеправительственных
организаций (GONGO),
в то время как независимые правозащитные
организации не могут существовать в
настоящих условиях.
1
июля 2015 года в стране вступил в силу
первый
закон «О собраниях и митингах»,
направленный на регулирование
осуществления права на проведение
собраний. Вместе с тем закон вводит
«усложняющие» ограничения данного
права. Существуют опасения, что новый
закон может
быть использован для того, чтобы
воспрепятствовать организации спонтанных
мирных акций протеста,
рост числа которых наблюдается в
последнее время.
После
принятия в 2012 году закона
«О
политических партиях»,
создавшего правовую основу для
многопартийной системы, в стране в
дополнение к уже существующей президентской
Демократической партии Туркменистана,
были
созданы еще две политические партии.
Тем не менее, ни одна из новых партий не
представляет какой-либо независимой
политической платформы;
тогда как независимые партии не могут
работать в этой стране.
Некоторые
недавние случаи иллюстрируют продолжающееся
преследование
«неблагонадежных» с точки зрения властей
граждан.
Корреспондент
Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»
Османкулы Халлыев,
ссылаясь
на беспрецедентное давление, оказываемое
на него, подал этим летом в отставку.
Сапармамед Непескулиев, сотрудничающий
с этой же радиостанцией, пропал без
вести в июле 2015 года; позднее выяснилось,
что
он задержан по обвинению в хранении
«наркотических» средств и недавно
сообщалось, что он был приговорен к трем
годам лишения свободы. Эксперту–коневоду
Гельды Кяризову, впавшему более десяти
лет назад в немилость у властей, а также
двум членам его семьи в августе 2015 года
запретили выезд из страны. Только
несколько недель спустя, 14 сентября ему
разрешили вылететь в Россию – сначала
без родственников.x
Летом этого года в ходе широкой кампании
по произвольному демонтажу спутниковых
антенн, ограничивающей доступ граждан
к информации из зарубежных источников,
представителями власти были демонтированы
антенны, принадлежавшие известному
гражданскому активисту Наталье Шабунц.
Десятки
людей,
осужденных в результате предвзятых и
политически мотивированных судебных
процессов, пропали
без вести;
в их число входят лица, осужденные после
предполагаемого покушения на президента
Ниязова
в конце 2002 года. Власти не выполнили
требования международного сообщества
о предоставлении информацию о месте
нахождения пропавших без вести
заключенных, а также не предоставили
доступ к ним адвокатам и членам их семей.
Узбекистан
Положение
гражданского общества в Узбекистане
остается крайне тяжелым, признаков
улучшения нет. Правительство утверждаетxi,
что в стране существует более 6000
неправительственных организаций. Но
подавляющее их большинство - GONGO, которые
открыто финансируются из бюджета
государства. Независимые
правозащитные группы и объединения
по-прежнему остаются неформальными
из-за отсутствия возможности
зарегистрироваться в Министерстве
юстиции. Правовое положение негосударственных
некоммерческих организаций регулируется
не Конституцией и законами, а негласными
распоряжениями представителей
исполнительной власти со ссылкой на
подзаконные акты. Легализация независимых
правозащитных групп зависит от заключения
Службы национальной безопасности,
которая внесла
их в особый список «не заслуживающих
доверия».
Новый
нормативный актxii
усиливают ограничения деятельности
НПО путем установления для НПО новой
процедуры предварительного информирования
властей и получения их разрешения на
проведение семинаров, тренингов и других
мероприятий.
В
настоящее время нет
условий для легального финансирования
и трудоустройства независимых
правозащитников,
кроме этого непрозрачная бюрократическая
процедура выдачи разрешений на выезд
за границу препятствует свободе их
передвижения. Они
постоянно подвергаются
запугиванию
и преследованию.
По прежнему международные независимые
наблюдатели не могут посещать Узбекистан.
Комитет
ООН по правам человека
в июле 2015 г. рассмотрел четвертый
периодический доклад Узбекистана о
выполнении Международного пакта о
гражданских и политических правах. При
этом Узбекистан
подвергся критике за
«необоснованные, обременительные
и ограничительные требования
к регистрации», «другие препятствия
для осуществления работы НПО по правам
человека» и «произвольные ограничения
права на свободу мирных собраний».
Комитет выразил озабоченность «постоянными
сообщениями о домогательствах, слежке,
произвольных арестах и задержаниях,
практике пыток и жестокого обращения
со стороны сотрудников правоохранительных
органов и преследованиях по сфабрикованным
обвинениям независимых журналистов,
критиков правительства и диссидентов,
правозащитников и других активистов,
в отместку за их деятельность».
xiii
Многочисленные
правозащитники, независимые журналисты
и диссиденты продолжают оставаться в
заключении
по политически мотивированным обвинениям.
Есть серьезные основания для опасения
за их здоровье и безопасность, так как
они содержатся в условиях, сравнимых с
пытками.
Практика
произвольного
продления сроков «неудобным» заключенным
заслуживает серьезного внимания.xiv
Незадолго до окончания срока лишения
свободы их, как правило, обвиняют в
«неповиновении законным требованиям
администрации учреждения по исполнению
наказания» (статья 221 УК РУз) и осуждают
на новый срок. Их осуждают в ходе закрытых
судебных процессов. Заседание назначается
за несколько часов до его начала. Если
у подсудимого есть независимый защитник,
он не успевает прибыть на суд. Родственникам
подсудимых часто не сообщают о предстоящем
судебном заседании.
Например,
правозащитник Азам Фармонов должен был
быть выпущен в апреле 2015 года после
отбытия 9-летнего тюремного срока. Но
ему дали еще 5 лет по статье 221 УК. Самый
вопиющий пример
использования этой статьи — дело
бывшего депутата парламента Узбекистана
Мурада Джураева.
Изначально он был приговорен к 9 годам
заключения, но находится за решеткой
уже 21 год. Ему 4 раза добавляли срок
лишения свободы. Недавно Верховный суд
оставил в силе последний приговор
Джураеву.
Рекомендации
Власти
Казахстана должны:
-
Принять конкретные и действенные меры по выполнению рекомендаций, сделанных специальным докладчиком ООН по вопросу о правах на свободу мирных собраний и на свободу ассоциаций в итоговом докладе по результатам визита в Казахстан в январе 2015.
-
Привести законодательство и практику по свободе ассоциаций и собраний в соответствие с международными обязательствами в области прав человека, принятыми на себя Казахстаном; обеспечить, чтобы любой новый законопроект полностью соответствовал этим требованиям; консультироваться и тесно сотрудничать с гражданским обществом по вопросам реформирования и совершенствования соответствующих законов и практики.
-
Обеспечить, чтобы никто не подвергался аресту, обвинению или тюремному заключению за осуществление своих прав на свободу выражения мнений, собраний и ассоциаций; а также немедленно и безоговорочно освободить всех тех, кто содержится под стражей за осуществление данных прав. Пока Владимир Козлов, Арон Атабек и Вадим Курамшин остаются в тюрьме, обеспечить их безопасность, благополучие и гарантировать, что их не подвергают наказаниям, за предполагаемые нарушения тюремных правил в качестве мести.
-
Обеспечить право на свободу ассоциаций профсоюзов и политических партий, гарантировать, чтобы такого рода организациям не отказывали в регистрации и не ликвидировали их в нарушение международных стандартов в области прав человека.
Власти
Кыргызстана должны:
-
Отклонить проект закона об «иностранных агентах» как несоответствующий национальным и международным обязательствам в области прав человека, принятым на себя Кыргызстаном.
-
Воздержаться от использования риторики, стигматизирующей и дискредитирующей НПО и их представителей; признать важность работы правозащитных организаций; предоставить НПО гарантированную возможность выполнять свою работу беспрепятственно и без страха, независимо от источников финансирования и освещаемых ими проблем.
-
Гарантировать осуществление права адвокатов на неприкосновенность и на конфиденциальность их работы и обеспечить выполнение всех судебных решений, касающихся обысков в офисе организации «Бир Дуйно» и в домах адвокатов в марте 2015 года.
-
Провести новое, полное, независимое и беспристрастное расследование дела правозащитника Азимжана Аскарова, в том числе его утверждения о применении пыток и других нарушениях прав человека; освободить Аскарова до этого расследования в связи с необеспечением защиты его прав и справедливого судебного разбирательства после его ареста в 2010 году.
Власти
Таджикистана должны:
-
Гарантировать, чтобы выполнение нового закона о финансировании НПО не препятствовало доступу НПО к финансированию; пересмотреть этот закон в соответствии с рекомендациями гражданского общества и международных экспертов в области прав человека в целях обеспечения защиты прав на свободу объединений.
-
Воздержаться от неоправданного вмешательства в работу НПО и гарантировать, что НПО могут действовать свободно и не будут ликвидированы или подвергнуты другим наказаниям на произвольных основаниях, в нарушение международных обязательств Таджикистана в области прав человека.
-
Привести положения закона «О собраниях» в соответствие с международными стандартами в области прав человека и на практике содействовать созданию благоприятных условий для осуществления права на свободу собраний.
-
Пересмотреть закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» в соответствии с рекомендациями национальных и международных экспертов и воздерживаться от принятия новых положений, подрывающих независимость адвокатуры. Гарантировать, чтобы ни один адвокат не подвергался аресту, не был обвинен в правонарушениях или заключен в тюрьму в отместку за его/ее работу.
-
Обеспечить оппозиционным политическим партиям возможность действовать без помех.
Власти
Туркменистана должны:
-
Обратиться к международным экспертам с просьбой о анализе законов «Об общественных объединениях» и «О собраниях и митингах» в свете международных обязательств Туркменистана в области прав человека, привести законы в полное соответствие с полученными рекомендациями.
-
Обеспечить независимым от государственных структур НПО и политическим партиям возможность как получения правового статуса справедливым и прозрачным образом, так и осуществления их деятельности без необоснованного вмешательства извне.
-
Разрешить проведение мирных, спонтанных акций протеста без последующих репрессивных действий по отношению к их организаторам и участникам.
-
Положить конец запугиваниям и притеснениям независимых журналистов, активистов гражданского общества и других лиц, осмеливающихся критиковать политику властей.
-
Немедленно освободить всех заключенных под стражу по политически мотивированным обвинениям; и предоставить сведения о судьбах тех, кто исчез в тюрьмах
Власти
Узбекистана должны:
-
Принять конкретные и эффективные меры по выполнению рекомендаций Комитета ООН по правам человека в отношении защиты свободы выражения мнений, собраний и ассоциаций.
-
Обеспечить условия для получения независимыми НПО юридического статуса и их беспрепятственной работы; позволять им проводить мирные собрания без вмешательства в их законную деятельность; остановить преследование и запугивание правозащитников, журналистов и диссидентов.
-
Освободить всех, кто находится в заключении в отместку за мирное выражение свободного мнения, реализацию права на свободу собраний и ассоциаций; положить конец практике произвольного продления сроков "неудобным" заключенным за мнимые нарушения тюремных правил.
-
Обеспечить безопасность и приемлемые условия в местах лишения свободы, тщательно и беспристрастно расследовать все заявления о пытках и жестоком обращении с заключенными.
i
Выступление
генерального секретаря ООН Пан Ги Мун
в Ашгабаде, 13 июня 2015г. (на
английском языке),
http://www.un.org/sg/statements/index.asp?nid=8723
ii
Заявление
Специального Докладчика ООН по праву
на свободу мирных собраний и праву на
свободу объединений по завершении его
визита в республику Казахстан, 27 января
2015 г.
iii
Доклад
Специального докладчика по вопросу о
правах на свободу мирных собраний и
свободу ассоциации Майны Киаи: Миссия
в Казахстан, июнь 2015 г.,
http://freeassembly.net/rapporteurreports/kazakhstan/
iv
См.
заявление членов Международной Платформы
«Гражданская Солидарность», «Кыргызстан:
Отклонить законопроект об «иностранных
агентах» на пленарном заседании», 25
мая 2015 г.,
http://www.iphronline.org/kyrgyzstan-otklonit-zakonoproekt-ob-inostrannyh-agentah-na-plenarnom-zasedanii-20150526.html
v
“Алмазбек
Атамбаев: В Кыргызстане есть иностранные
агенты, и об этом надо открыто говорить”,
27 July
2015, at
http://www.24kg.org/politika/16825/
vi
См.
Бир-дуйно, пресс-релиз, “Тройнаяпобеда”,
25 июня 2015г,
http://birduino.kg/blog/2015/06/25/press-reliz-25-iyunya-2015g-trojnaya-pobeda/
vii
См.
заявление 92 организаций, «Таджикистан:
Не принимать законодательство,
ограничивающее доступ к финансированию
НПО», 25 ноября 2015 г.,
http://www.iphronline.org/tajikistan-ngo-law-appeal-rus-20141125.html
viii
Например,
3 августа 2015 года пресс-секретарь
Управления Верховного комиссара ООН
по правам человека (УВКПЧ) Сесиль Пуйи
подвергла критике поправки к Закону о
«Об общественных объединениях»,
www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=16288&LangID=E#sthash.6yzVLtAs.dpuf
ix
Официальное
заявление Генеральной прокуратуры
Республики Таджикистан, опубликованное
национальным информационным агентством
«Ховар», 17 сентября 2015 г., на
http://www.khovar.tj/rus
x
Правозащитный
центр «Мемориал», “Власти Туркменистана
разрешили выезд в Россию опального
конезаводчика Гельды Кяризова”, 15
сентября 2015, http://www.memo.ru/d/245620.html
xi
См.
Пресс-релиз Министерства юстиции от
октября 2014 г.,
http://m.minjust.uz/ru/press/news/2014/10/6343/
xii
Положение
о порядке согласования мероприятий
негосударственных некоммерческих
организаций, июнь 2015 г.,
http://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/na_provedenie_meropriyatiy_nno_doljny_poluchat_razreshenie
xiii
Заключительные
замечания Комитета ООН по правам
человека, июль 2015 г.,
http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CCPR%2fC%2fUZB%2fCO%2f4&Lang=en
xiv
См.
также «Узбекистан: десятилетиями
страдают политзаключенные», июль 2015
г.:
http://www.iphronline.org/uzbekistan-desjatiletijami-stradajut-politzakljuchennye-20150706.html