3.4.15

Кыргызстан: узбекский правозащитник Баходыр Намазов в опасности

‪#‎WithUzbeks‬ Сертификат УВКБ ООН не отрегулирован в правовых документах Кыргызской Республики, из-за чего беженцам грозит опасность. Так, недавно по этой причине был задержан узбекский беженец, правозащитник Баходыр Намазов.

Баходыр Намазов
НАМАЗОВ Бахадыр Таджибаевич,
родился 10 января 1955 г. в Ташкентской области.

Гражданин Узбекистана.  Образование высшее, специалист по информационным технологиям.

Вице-президент Общества прав человека Узбекистана (ОПЧУ) (руководитель Талиб Якубов).

С 2012 года в эмиграции. Имеет статус беженца, выданный УВКБ ООН.

Баходыр Намазов — инициатор общественных петиций в защиту заключенных правозащитников Общества прав человека Узбекистана. Их имена:
— Азам Фармонов, 1978 г.р., правозащитник. После многочисленных провокаций осужден по сфабрикованному делу в 2006 году на 9 лет. Находится в УЯ 64/71, Жаслык.
— Насим Исаков, 1966 г.р., правозащитник, 20 декабря 2005 года Джизакским горсудом приговорен к 8 годам лишения свободы. Находится в УЯ 64/3, пос. Таваксай Ташкентской области.
— Гайбулло Жалилов, правозащитник ОПЧУ из Карши. 18 января 2010 года полевым судом Бухары осужден на 9 лет заключения.
— Мехринисо Хамдамова, 1969 г.р., член ОПЧУ. 12 апреля 2010 года осуждена на 7 лет лишения свободы в колонии общего режима.
— Зулхумор Хамдамова, 1960 г.р., 12 апреля 2010 года приговорена к 6,5 годам лишения свободы в колонии общего режима.
— Шахло Рахматова, 1965 г.р., член ОПЧУ, 12 апреля 2010 года приговорена к 6,5 годам лишения свободы в колонии общего режима.

18 марта 2015 года, около 9:30 утра, в дом в Бишкеке, где проживает Баходыр Намазов, пришли сотрудники правоохранительных органов в штатском. Один из них представился участковым милиционером. Они тщательно осмотрели все комнаты и предложили Намазову проехать с ними в отделение внутренних дел на улице Урицкого (Бишкек). По приезде у него забрали сотовый телефон. Права на звонок Намазову не предоставили. Ему велели написать объяснение и указать там сферу его деятельности, возможную принадлежность в религиозной общине или организации. Также сделали копию его узбекского паспорта и проверили, есть ли у него основания для проживания в Кыргызстане. Когда Намазов показал сертификат Управления Верховного Комиссариата по делам беженцев Организации Объединенных Наций (УВКБ ООН), то правоохранители сказали, что для них этот документ ничего не значит. И предупредили: если окажется, что Намазов в розыске, то его выдадут в Узбекистан.

Свою позицию сотрудники органов внутренних дел Намазову объяснили так: мы вправе задержать вас для выяснения личности, так как сертификат УВКБ ООН не дает права на проживание в Кыргызстане. В этом документе нет указания о регистрации в миграционной службе Кыргызстана. Поэтому, по их словам, Намазов по адресу проживания находится нелегально.

Оказывается, когда УВКБ ООН выдает сертификат о признании какого-то лица беженцем, ему не предоставляют удостоверение министерства миграции Кыргыстана о праве на временное проживание. Почему не выдается временный вид на жительство для лиц, ожидающих переселения в третью страну, никто не объясняет.

Спасли Намазова его кыргызские друзья. Он чудом успел предупредить их о своем задержании. Они приехали и поручились за него. Только поэтому Намазов избежал ареста. Чем бы обернулся для него арест — неизвестно.

Однако в офисе Представительства УВКБ ООН особой обеспокоенности задержание Намазова не вызвало. Ему ответили холодно и не сразу. Вообще сотрудники этого офиса с особой раздражительностью реагируют на обращения беженцев. Нам часто сообщают, что к ним бесполезно звонить по телефону доверия, и в экстренных ситуациях они проявляют равнодушие.

Партнерская организация УВКБ ООН в Кыргызстане ОФПК “Адилет” имеет свою практику по таким случаям. Вот что ответил “Адилет” на наш запрос: «..проблема с документами, выдаваемыми УВКБ ООН, до сегодняшнего времени существует. Статус документа, выдаваемый УВКБ ООН, не отрегулирован в правовых документах Кыргызской Республики. В каждом случае сотрудники ОФПК «Адилет» выезжают и объясняют сотрудникам правоохранительных органов, что имеющиеся удостоверения беженца, выданные УВКБ ООН, защищает лицо от принудительного возвращения в страну, где его жизни или свободе угрожает опасность, в соответствии с Конвенцией «О статусе беженцев» от 1951 года, к которой Кыргызская Республика присоединилась в 1996 году. Стоит отметить, что суды в своих решениях также указывают, что удостоверение беженца УВКБ ООН защищает лицо от выдачи».
Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» призывает Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и правительство Кыргызской Респблики урегулировать механизм защиты признанных беженцев, ожидающих переселения в третью страну, и на время этой процедуры обеспечить право на временное проживание в Кыргызской Республике.

О положении в Кыргызстане беженцев, признанных УВКБ ООН, наша организация информирует:
— Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН);
— офис Верховного Комиссара ООН по правам человека;
— Спецдокладачика ООН по вопросам пыток;
— дипломатические миссии демократических стран;
— международные правозащитные организации.