15 дней двух правозащитниц удерживали под стражей в подвале отделения милиции Пахтакорского района Джизакской области. Под пытками их принуждали отказаться от участия в общественной акции, посвященной защите конституционных прав.
С 1 по 10 декабря 2012 года правозащитники и активисты движения «Бирдамлик» проводили акцию, посвященную 20-й годовщине Конституции Узбекистана. Они распространяли среди населения информацию о конституционных правах и свободах. В акции приняли участие и джизакские правозащитницы Саида Курбанова и Нуринисо Холбоева.
Саида Курбанова, родилась 31 декабря 1958 года, председатель Пахтакорского отделения Общества прав человека Узбекистана (ОПЧУ), возглавляемого Талибом Якубовым.Нуринисо Холбоева, родилась 15 июня 1967 года, правозащитница и активистка Движения «Бирдамлик».
5 декабря 2012 года в дом правозащитницы Саиды Курбановой ворвались несколько сотрудников Пахтакорского районного отделения внутренних дел (далее РОВД. — Ред.). Приказным тоном, угрожая расправой, представители власти потребовали от правозащитницы Курбановой отказаться от участия в общественной акции, посвященной 20-летию Конституции Узбекистана и запретили выходить из дома.
6 декабря 2012 года, вопреки требованиям сотрудников милиции, Саида Курбанова и ее коллега Нуринисо Холбоева снова раздавали по городу текст Конституции Узбекистана.
В этот день в дом Курбановой пришел председатель Пахтакорского сельского схода граждан Товбой Солиев и сказал, что из хокимиата (в переводе с узбекского — «администрации» – Ред.) просили срочно составить график подачи электричества удобные для населения часы. В последние годы в Узбекистане часто отключают электричество. по этому поводу проходили акции протеста. Саида Курбанова пригласила Нуринисо Холбоеву и они пошли втроем опрошивать жителей района, а по дороге зашли в кафе «Домашняя кухня» пообедать.
Уже в кафе к ним присоединилась знакомая Солиева – Махлиё (ее фамилию и род занятий установить не удалось. – Ред.). Она много пила и, когда изрядно опьянела, стала предлагать водку Саиде Курбановой и Нуринисо Холбоевой. В ответ на их отказ она плеснула водку им в лицо и стала во весь голос на них кричать. После чего появились сотрудники РОВД Пахтакорского района и обвинили правозащитниц в хулиганстве и взяли их под стражу. Махлиё и Товбой Солиев в тот момент исчезли.
6 декабря 2012 года состоялся суд над Саидой Курбановой и Нуринисо Холбоевой в Пахтакорском суде по уголовным делам, где было рассмотрено административное дело по статье 183 Административного кодекса Узбекистана (мелкое хулиганство). Правозащитниц приговорили к 15 дням лишения свободы и оштрафовали на 179 тысяч сумов каждую, в пересчете на доллары США эта сумма составляет 90 долларов США. Махлиё на суде участвовала в качестве свидетеля. Товбой Солиев на суде не появился. Адвоката у обвиненных правозащитниц не было. Родственники узнали об их местонахождении через три дня после их ареста.
15 дней Саида Курбанова и Нуринисо Холбоева содержались в небольшом подвальном помещении районного отделения внутренних дел Пахтакорского района Джизакской области.
С первого до последнего дня их допрашивали в подвале и в кабинете заместителя начальника Пахтакорского отделения внутренних дел Джизакской области Акмаля Джаханова. По словам правозащитниц, с ними обращались грубо, из уст сотрудников Пахтакорского РОВД звучала нецензурная брань и угрозы следующего содержания: «Ваших детей обвиним в участии в религиозных течениях и посадим в тюрьму!», «Вам делать нечего? Или вам нужен мужчина? Проблем нет, окажетесь среди 10 мужчин, они быстро вас утешат!», «Если не прекратите свои дела, то изрисуем морду и в задний проход затолкаем дубинку!». Правозащитниц хватали за волосы и били головой о бетонную стену, наносили удары в живот и другие части тела.
Под угрозой расправы над ними и их близкими правозащитницы написали «обязательство» отказаться от общественной деятельности и дали согласие прекратить сотрудничество с движением «Бирдамлик».
Родные правозащитниц догадывались, что к ним применяют пытки, и каждый день обращались в РОВД с целью добиться освобождения женщин. Заместитель начальника Пахтакорского отделения внутренних дел Джизакской области майор Акмал Джаханов не скрывал раздражения и грозил разобраться не только с арестованными, но и с их семьями. Он жестко потребовал от жены сына Саиды Курбановой написать «гарантийное письмо» следующего содержания: «...если моя свекровь [Саида Курбанова] впредь будет продолжать свою деятельность в организации «Бирдамлик», мой полуторагодовалый сын Муроджон будет передан властям в качестве заложника». 21 декабря 2012 года Джаханов получил эту «гарантию» и ближе к 17:00 отпустил правозащитниц домой.
Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» — AHRCA убедительно просит всех заинтересованных лиц, организации и средства массовой информации обратить внимание на судьбу Саиды Курбановой и Нуринисо Холбоевой. Необходимо сделать все возможное, чтобы акты расправы над правозащитницами прекратились.
Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» — AHRCA считает, что действия предствителей власти — заместителя начальника Пахтакорского районного отделения внутренних дел Джизакской области майора Акмаля Джаханова и его подчиненных, являются противоправными и противоречат Конститутции Узбекистана и обязательствам по международным соглашениям, которые принял на себя Узбекистан.
AHRCA сообщила о расправе над правозащитницами Саидой Курбановой и Нуринисо Холбоевой:
— Специальному докладчику ООН по вопросам пыток,
— Специальному докладчику ООН по вопросу о положении правозащитников,
— Евросоюзу,
— Госдепартаменту США
— и международным правозащитным организациям.