12.11.19

Узбекистан: пытки и рабский труд в местах лишения свободы

выступление перед членами Комитета ООН против пыток на 68-ой сессии (3 мин)

Уважаемые члены Комитета,

Условия содержания заключенных в Узбекистане все еще остаются крайне сложными и недоступными для постоянного мониторинга независимых экспертов. И это ведет к серьезным нарушениям прав заключенных.

Продолжается практика пыток и ограничение доступа к медицинской помощи, рабский труд и тяжёлые условия труда в местах лишения свободы приводят к травматизму. Объявленные реформы не обеспечивают срочной реакции служб государственного мониторинга.

Перчатки, которыми пользуются 
заключенные колонии №5 
при разгрузке и погрузке горячих кирпичей
Заявлено развитие института независимой экспертизы, но еще нигде не прописаны гарантии независимости этих экспертов, кто будет выдавать им лицензии, и другие важные вопросы.

Попытки использовать существующие национальные правовые механизмы, приводят к выводу, что в Узбекистане пока еще отсутствуют эффективные средства защиты прав человека. И чаще всего виновные в пытках и других должностных преступлениях избегают ответственности, способствуя своими действиями утрате и подлогу доказательств.

Фрагмент фотографии, где отражены 
следы пыток на теле заключенного 
колонии №5, пострадавшего 
29 сентября 2019 года.
Сам факт, что МВД и Генеральная прокуратура выпускают открытые пресс-релизы до проведения расследования с полным отрицанием применения пыток к заключенным в ответ на открытые заявления правозащитников и пострадавших говорит о том, что официальный Ташкент до сих пор воспринимает публичные обращения как угрозу репутации Узбекистана на международной арене. И ответной реакцией становится давление на пострадавших и ограничение их прав.

Сведения о количестве заключенных и затратах на их содержание в Узбекистане остаются засекреченными и никак не отражены в основной статистике. Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) по-прежнему подведомственно МВД Узбекистана, при этом в колониях возобновился контроль оперативников Службы государственной безопасности (СГБ).

В местах заключения по-прежнему остаются политические заключенные, инвалиды, лица, страдающие неизлечимыми и психиатрическими заболеваниями. Сотрудники санчасти в колониях и в больнице для заключенных («сангород») часто игнорируют обращения заключенных, и в отдельных случаях участвуют в карательных расправах, как в колонии 5 (бывшей 64/47).

Остается неизвестной судьба приговоренных к пожизненному заключению, которые ранее были приговорены к смертной казни. Неизвестно также их количество. Колония «Жаслык» объявлена закрытой, в ней теперь содержатся подследственные, не возникнут ли для них ограничения в доступе к адвокату по выбору?

Как видно, официальная информация не отражает реальной ситуации. Государственные ведомства реагируют на обращения граждан формально или избирательно.

Рекомендации:

1. Обеспечить мониторинг учреждений пенитенциарной системы с участием независимых активистов гражданского общества; 

2. Открыть приемные дни для встреч заключенных с правозащитниками и представителями международных правозащитных организаций;

3. Опубликовать сведения о количестве заключенных и сделать доступной информацию о затратах на их содержание;

4. Объявить список всех действующих учреждений ГУИН, а также их новые названия.

5. Пересмотреть дела заключенных, осужденных по статьям: 159, 244-1, 244-2, 120;

6. Пересмотреть дела так называемых «норвежских узбеков», осужденных в Узбекистане за действия в Норвегии, которые не являются запрещенными на территории этой страны;

7. Обеспечить выполнение решений Европейского суда по правам человека и рекомендаций комитетов ООН в отношении лиц, которые были депортированы или экстрадированы в Узбекистан. 

Спасибо за внимание.