3.8.19

Решение о закрытии колонии «Жаслык» — это факт или переименование?

Sergey Ignatyev

Пока новость о закрытии «Жаслыка» только новость, которая вызывает вопросы.

Станет ли 3 августа 2019 года — днем важного исторического отсчёта в развитии прав человека Узбекистана?

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев издал решение закрыть концлагерь «Жаслык» (УЯ 64/71) — современную лабораторию зверских испытания людей, созданную диктатором Исламом Каримовым. «Жаслык» давно стал символом жестокости репрессивного каримовского режима.

17 лет международное демократическое сообщество шаг за шагом добивалось выполнение требования Спецдокладчика ООН по вопросам пыток Тео ван Бовена о закрытии «Жаслыка».

Предстоит еще много работы, чтобы это крайне важное решение воплотилось в реальность и привело к искоренению практики пыток в стране.

Но уже возникает сомнение в том, что это произойдет, поскольку эта колония в поселке «Жаслык» в Каракалпакстане превращается в другое учреждение Главного управления исполнения наказания – в следственный изолятор №2 при МВД Республики Каракалпакстан.

Невольно возникает параллель между решением о реформировании Службы национальной безопасности Узбекистана, которое на практике оказалось лишь переименованием карательного органа власти. А пытки как были, так и продолжаются в стенах этой колонии и других учреждениях пенитенциарной системы. 

На основании принципов Конституции, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев обязан, как гарант прав и свобод в стране, незамедлительно продемонстрировать перед узбекским народом и международным сообществом готовность добиться полной ликвидации колонии «Жаслык, как гарантии того, что такие преступления больше не будут продолжаться.

Президент Узбекистана обязан признать, что практика пыток пока еще существует,  создать Национальную комиссию по расследованию жестоких преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов Узбекистана, и их причастности к пыткам и убийствам заключённых, привлечь их к уголовной ответственности и обеспечить открытое судебное разбирательство.

Только обеспечение неотвратимости наказания за преступления против человечности, коими являются пытки, жестокое и другие унижающие виды обращения, могут вызвать доверие к данному решению и привлечь в правоохранительные органы ответственных и профессиональных лиц.

В мировой истории был уже такой факт, когда госсекретарь США Колин Пауэлл открыто признал от имени своей страны, что в тюрьме "Абу-Грейб" американские военнослужащие пытали заключенных. И действительно, в США состоялось расследование, виновные привлечены к ответственности и в обществе сохраняется вера в справедливость.

Способен ли Шавкат Мирзиеев сделать подобный шаг и последовательно довести «Жаслык» по полной ликвидации?

Правительству Узбекистана крайне трудно пойти на такой шаг, пока во власти сохраняют свое присутствие Рустам Иноятов, Закиржон Алматов и другие политические преступники современности. Необходимо лишить их статуса неприкосновенности, что станет началом искоренения пыток и деспотии. Без такого шага реальное правосудие в стране не наступит.

Надежда Атаева,
президент Ассоциации "Права человека в Центральной Азии", Франция


 
#Jaslyk  #AHRCAJaslyk  #JaslykUzbekistan #Узбекистан #Жаслык