8.10.18

Открытое письмо к Президенту Эммануэлю Макрону

Шавкат Мирзиеев, Президент Республики Узбекистан (слева),
Эммануэль Макрон, президент Французской Республики. 

M. Эммануэлю МАКРОНУ 
Президенту Французской Республики 
Palais de l'Elysée
55 Rue du Faubourg Saint-Honoré
75008 Paris¨

Paris, Brussels
5 October 2018
     



Уважаемый Президент Макрон,
«Международное партнерство по правам человека», базирующееся в Бельгии, и Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» - организация, созданная политическими эмигрантами во Франции, призывает Вас воспользоваться случаем первого государственного визита во Францию ​​президента Узбекистана Шавката Мирзиеева 8 октября 2018 года, призвать его к конкретным шагам в области прав человека и опираться на процесс открытости, который был засвидетельствован в Узбекистане за последние два года.

С момента прихода к власти в 2016 году президент Мирзиёев предпринял некоторые шаги для искоренения нарушений прав человека в Узбекистане. Например, по меньшей мере 29 активистов гражданского общества, независимых журналистов и активистов политической оппозиции были освобождены из тюрьмы; около десяти виновных в пытках были привлечены к суду; несколько международных правозащитных групп были приглашены с миссией в Узбекистан и для обсуждения ситуации с правами человека.

Вместе с тем необходимо прилагать больше усилий для обеспечения того, чтобы эти первоначальные шаги были устойчивыми, чтобы права человека действительно были защищены в Узбекистане, и чтобы соблюдались принципы верховенства закона. Власти продолжают преследовать фактических и предполагаемых критиков правительства за мирное осуществление своего права на свободу выражения мнений, а также по-прежнему поступают сообщения о пытках и жестоком обращении.

Правительство президента Мирзиёева должно в срочном порядке выполнить следующие рекомендации:

1. Обеспечить правосудие для лиц, осужденных на несправедливых судебных процессах, и обеспечить подотчетность за прошлые злоупотребления

Тысячи заключенных отбывают наказание, назначенное в период предыдущего и нынешнего режимов после того, как они были осуждены в ходе несправедливых судебных процессов за «нарушение конституционного порядка» (статья 159 Уголовного кодекса), «производство или распространение материалов, которые угрожают общественной безопасности и порядку» ( Статья 244-1) или «создание, ведение или участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или других запрещенных организациях» (статья 244-2). Эти статьи допускают неопределенное толкование властями и во многих случаях злоупотребляются по отношению к критикам или к тем, кого воспринимают критиками правительства и верующими, которые совершают религиозное поклонение за пределами санкционированных государством мест отправления культа. Многие граждане пострадали за мирное осуществление своего права на свободу выражения мнения.

На сегодняшний день не было проведено эффективного расследования трагических событий в Андижане в 2005 году, когда правительственные войска убили сотни мирных демонстрантов, в том числе женщин и детей.

При новом президенте более двух десятков активистов гражданского общества и политических диссидентов, несправедливо осужденных и находившихся в заключении, были освобождены, но пребывают под пристальным наблюдением властей. Ни один из них не был реабилитирован, а лица, ответственные за их преследование, не привлечены к ответственности. Многие из бывших заключенных подвергались пыткам и другим жестоким обращениям в местах лишения свободы с тем, чтобы заставить их давать ложные признания, но виновные в пытках избежали правосудия, а жертвы не получили компенсации и полного возмещения. Многие адвокаты отказываются вести дела активистов и критиков из-за опасения репрессий.

Власти Узбекистана при президенте Мирзиёеве продолжают ограничивать свободу передвижения, не позволяя людям, в числе которых критики правительства, выезжать за границу. Пространство для гражданского общества и правозащитных групп и активистов в Узбекистане по-прежнему сильно ограничено. Кроме того, у политических эмигрантов массово отзывается узбекское гражданство и конфисковывается имущество в стране.

2. Обеспечить независимость судебной системы и прозрачное судебное разбирательство

Судебная реформа, объявленная президентом Мирзиевым в 2017 году, будет эффективной только в том случае, если станет полностью независимой, если справедливое судебное разбирательство будет проходить по установленным нормам и сопровождаться открытым публичным обсуждением.

При власти президента Мирзиёева было арестовано много государственных служащих и судебные процессы по их делам прошли в закрытом режиме. Некоторые должностные лица обвиняются в пытках или жестоком обращении, но мало информации остается общедоступной.

О деле Гульнары Каримовой – старшей дочери президента Республики Узбекистан Ислама Каримова генеральный прокурор дал разъяснения толь
ко в 2017 году по поводу обвинения против нее. И по этому случаю власти воздерживались от транспарентности уголовного расследования, чтобы не допустить проявления в этом деле нынешнего правительства.

3. Прекратить широко распространенные пытки и другие виды жестокого обращения

Правительство президента Мирзяева предприняло шаги для искоренения широкой практики пыток, по меньшей мере десять сотрудников правоохранительных органов, причастных к пыткам, а также заключенные, которых привлекали для исполнения пыток над другими заключенным, были признаны виновными; к ним  было принято законодательство, запрещающее применение пыток к задержанным; в Уголовный кодекс были внесены поправки с целью усиления наказания за пытки, в соответствии с обязательствами по выполнению условий Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Однако правозащитные группы продолжают получать заслуживающие доверия сведения о применении пыток и других видов жестокого обращения. Преступники наказываются только в исключительных случаях. Не существует системы конфиденциальных жалоб и не существует механизмов расследования заявлений о применении пыток; и нет известных случаев, когда жертвам возмещается моральный ущерб. Также важно, чтобы должностные лица были признаны виновными в пытках и жестоком обращении, которые являются серьезными преступлениями.

4. Улучшить условия содержания в местах лишения свободы

В Узбекистане независимые наблюдатели не имеют доступа для мониторинга в места содержания под стражей и тюрьмы. По словам бывших заключенных и родственников заключенных, условия жизни и места содержания под стражей тяжелые. Статистика о количестве заключенных в Узбекистане классифицируется как конфиденциальная и отсутствует.

5. Декриминализация гомосексуализма

Статья 120 Уголовного кодекса предусматривает наказание за консенсуальный секс между взрослыми и легализует дискриминацию в отношении людей ЛГБТ. Статья также использовалась для дискредитации и наказания правительственных критиков.


Мы просим Вас поднять во время встречи с Президентом Мирзиевым вышеназванные вопросы.
   
С уважением,
              
Бриджит Дюфо,                                                          Надежда Атаева,
директор Международного партнерства                  президент Ассоциации "Права человека в
по правам человека (IPHR)                                        Центральной Азии" (AHRCA)