23.5.18

Открытое письмо организаций гражданского общества правительству Швейцарии


Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии               
Комиссия по иностранным делам, Федеральная Ассамблея Швейцарии

Швейцарскому правительству пока не следует возвращать напрямую правительству Узбекистана активы, похищенные у узбекского народа, до тех пор пока Швейцария не проанализирует последствия передачи в 2015 году правительству Казахстана второго транша «Казахгейта»

Мы, нижеподписавшиеся активисты гражданского общества, выступающие за прозрачную и ответственную репатриацию активов, похищенных у узбекского народа, настоятельно призываем Швейцарское правительство обеспечить, чтобы возвращение активов, незаконно добытых Гульнарой Каримовой,  было осуществлено в интересах узбекского народа.

Мы призываем Швейцарское правительство использовать процесс возвращения активов в целях стимулирования дальнейшего курса реформ в Узбекистане, но не авансом, а в качестве награды за уже достигнутые успехи в деле установления анти-коррупционных механизмов, подлинного правосудия, а также стандартов прозрачности и подотчетности. В противном случае, поспешное репатриация может привести к повторной краже этих активов, что увековечило бы практику государственной коррупции и ущемления прав человека в Узбекистане.

Требование правительства Узбекистана вернуть указанные активы в его распоряжение основано на решении Ташкентского областного уголовного суда 2015 года. Насколько нам известно, Швейцарский закон запрещает признание решения иностранного суда, если процессуальные принципы правосудия, изложенные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, не соблюдались этим судом. Учитывая отсутствие полноценного прогресса в сфере правосудия в Узбекистане, мы не видим пока оснований для передачи активов в руки правительства его правительства.

Поспешный процесс возврата в руки правительства активов, которые были украдены при содействии высоких должностных лиц, которые все еще занимают посты в государстве, рискует повторить ошибки с аналогичным возвращением активов в размере $48 млн правительству Казахстана в 2015 году. Те активы были конфискованы по делу об отмывания денег и возвращены Казахстану путем финансирования двух проектов, управляемых Всемирным банком. У нас есть сообщения о том, что расходование этих средств осуществляется с допущением конфликта интересов и непрозрачного распределения грантов, часто в пользу организаций, контролируемых высшими должностными лицами, в том числе Даригой Назарбаевой, дочерью президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Этот опыт возвращения казахских активов в размере 48 млн долларов США, а также ожидаемое решение о передаче незаконно добытых активов Гульнары Каримовой непосредственно узбекскому правительству вступают в противоречие с обязательствами Швейцарии по обеспечению прозрачной и подотчетной репатриации доходов, полученных в результате коррупции и отмывания денег.

На наш взгляд, возвращение активов следует рассматривать как неотъемлемую часть глобальной борьбы с коррупцией. Здесь важно не только конфисковать незаконно добытые активы, но и надлежащим образом их репатриировать, чтобы это служило гарантией недопущения фактов коррупции в будущем. Политика репатриации, которую в последнее время приняло Швейцарское правительство, на наш взгляд, противоречит этим обязательствам Швейцарии по борьбе с коррупцией и может подорвать ее авторитет как ведущего государства в вопросах возвращения украденных активов.

В одном из своих заявлений Швейцарское правительство изложило свои аргументы в пользу того, чтобы не следовать больше политике репатриации по модели Фонда Боты: «Реституция через фонд оказалась административно громоздкой». Мы разочарованы тем, что соображения справедливости и реституции в интересах жертв коррупции, чему Фонд Бота довольно успешно  служил, перевешиваются в планах Швейцарского МИДа соображениями экономии, стремлением как можно скорее избавиться от активов с минимальным административным бременем.

Мы призываем правительство Швейцарии:

· принять более ответственный подход к реституции активов, установив определенные условия, которые бы гарантировали, что возвращенные средства не будут снова украдены, а будут способствовать благополучию узбекского народа. Любая договоренность о возврате активов в Узбекистане должна служить тому, чтобы побудить правительство Узбекистана сохранить свои обязательства в проведении реформ и предпринять серьезные, измеримые шаги по созданию эффективных механизмов борьбы с коррупцией и верховенства закона. Эти реформы должны предшествовать возвращению активов, поскольку слишком часто реформы обещаются, но далеко не всегда выполняются. 

·   начать расследование нарушений в расходовании 48 млн. Долларов США, которые были возвращены Казахстану в 2015 году.

· отложить решение о репатриации активов Узбекистана до завершения этого расследования. Результат этого расследования может привести к пересмотру политики в области репатриации украденных активов. Швейцарским властям следует признать, что Узбекистан по-прежнему значительно отстает даже от Казахстана в отношении стандартов прозрачности и отчетности, а также с точки зрения условий для деятельности организаций гражданского общества, в том числе для независимого мониторинга расходования средств.

· сделать свою приверженность борьбе с глобальной коррупцией первоочередной задачей в своей политике в вопросах по возвращению активов в Узбекистан, привлекая больше внимания, времени и ресурсов для обеспечения более ответственного возврата доходов от коррупции в долгосрочных интересах узбекского народа и развития страны.

КЛЮЧЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Узбекские активы:

В 2012 году прокуратура Швейцарии начала уголовное расследование происхождения активов на банковских счетах Takilant, LTD, Swisdorn, LTD и других офшорных компаний, бенефициарным владельцем которых была Гульнара Каримова, дочь бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова. Прокуратура Швейцарии заморозила тогда активы на сумму 800 млн. франков, хранящиеся на счетах в швейцарских банках и в других местах, возбудив уголовное дело против нескольких близких соучастников Гульнары Каримовой в в отмывании денег. Вышеупомянутая сумма в 800 миллионов швейцарских франков была взяткой, полученной Гульнарой Каримовой от телекоммуникационных компаний в обмен на продвижение своего бизнеса в Узбекистане. Расследование, проведенное швейцарской прокуратурой, привело к краху когда-то обширной финансовой империи Каримовой, уголовным обвинениям в адрес ее ближайших соратников, остракизму и уголовному преследованию самой Каримовой, завершившемуся ее тюремным заключением в 2017 году. Суд над Каримовой проходил в нарушение всех международных стандартов правосудия, без публичной прозрачности. По нашим данным, Швейцарский МИД планирует вернуть активы правительству Узбекистана очень скоро, несмотря на озабоченность, высказанную ранее группами гражданского общества по поводу такого сценария.

Казахстанские активы:

Недавний возврат в размере 48 миллионов долларов США правительству Казахстана - это второй транш, связанный со скандалом, известным как «Казахгейт». Первый транш в размере 115 млн. Долларов США был репатриирован в 2008 году через благотворительный фонд Бота, который управлялся Советом директоров, подотчетным трем странам: Казахстану, Швейцарии и США, а также Всемирному банку. Опыт Фонда Бота получил высокую оценку как модель ответственного возвращения украденных активов, которая соответствует стандартам прозрачности и подотчетности, а также обеспечивает механизм сдержек и противовесов в распоряжении фондов в интересах казахского народа.

Недавно возвращенный второй транш в размере 48 млн. долларов США полностью противостоит модели Фонда Бота с точки зрения прозрачности и подотчетности. Источником происхождения 48 миллионов является конфискация в 2011 году активов казахского гражданина, обвиненного в отмывании денег. Его имя Швейцарские власти не сообщают. Швейцария согласилась тогда вернуть те деньги правительству Казахстана и для этого решила использовать Всемирный банк в качестве канала передачи этих активов в Казахстан, а также для контроля за их расходованием. Соглашение было подписано Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству (SDC) и Всемирным банком 20 декабря 2012 года. Из этой суммы 21,76 млн. Долл. США были выделены для так называемой программы «Молодежный корпус». В 2015 году было подписано соответствующее соглашение между Всемирным банком и Министерством образования и науки Казахстана, которое выступило в качестве исполнительного агентства по расходованию средств. Вторая часть в размере 23,06 млн. долларов США была выделена в том же году для проекта по энергоэффективности, который должен быть реализован Министерством инвестиций и развития.

Согласно нашей информации, по крайней мере, один из этих двух проектов, программа «Молодежный корпус», сопровождается рядом нарушений, которые можно охарактеризовать как отмывание денег.

Начнем с того, что Всемирный банк не раскрыл казахстанской общественности, что деньги для обоих проектов происходят из активов, замороженных и конфискованных швейцарскими властями по обвинению в отмывании денег, совершенном гражданином Казахстана, а скорее всего - одним из главных должностных лиц и его соратниками.  Вместо этого банк представил казахской общественности эти деньги как грант, который якобы был выделен Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству из государственной казны. Таким образом, казахстанское общество было введено в заблуждение относительно происхождения указанных средств. В результате, вполне возможно, что возвращенные активы вернулись в распоряжение тех же лиц, которые были причастны к краже активов и их отмыванию.

Во-вторых, был допущен конфликт интересов в расходовании средств. Вот лишь несколько примеров:

·  Алия Бижанова, которая выступала от имени Всемирного банка в качестве сотрудника, ответственного за проект «Молодежный корпус», как сообщается, сама является соучредителем Казахского общества исследователей в области образования, которое получила грант от проекта «Молодежный корпус» (грант № 140840014775). Получается, что Бижанова действовала в этом случае одновременно в двух ролях, представляя, с одной стороны, структуру, выделяющую средства, а с другой -  организацию, получающую эти средства. Кроме того, руководителем этой некоммерческой организации является Аида Сагинтаева, которая, в свою очередь, является племянницей нынешнего премьер-министра Казахстана Бахытжана Сагинтаева. Сообщается, что Алия Бижанова также является соучредителем или владельцем других НПО, которые получали гранты из проекта «Молодежный корпус».

· Координационное агентство, которое отвечает за распределение 92% средств проекта «Молодежного корпуса», является само квази-государственным консорциумом, состоящим из трех организаций. Консорциум возглавляет Конгресс молодежи Казахстана, GONGO (организация, созданное и контролируемое государством), объединяющим сто организаций. Председателем Конгресс молодежи является старшая дочь президента Дарига Назарбаева. Высока вероятность того, что Дарига Назарбаева или ее агенты влияют на распределение Координационным агентством средств, из-за ее ведущей позиции в Конгрессе молодежи Казахстана. Патронаж со стороны высокопоставленного государственного лица позволяет предположить, что проект «Молодежный корпус» может быть использован в политических целях, для распространения  пропагандистской риторики и насаждения государственного патриотизма. Таким образом, Швейцарское агенство развития может оказаться невольным соучастником поддержки организации, созданной и работающей в стиле советского комсомола.

· Существует также информация о том, что некоторые организации, получившие гранты из проекта Молодежный корпус», не существуют по адресам, по которым они зарегистрированы.

Зафиксированы и другие аналогичные проблемы с тем, как Всемирный банк управляет украденными активами, конфискованными и  выделенными правительством Швейцарии для проектов в Казахстана. Но было бы лучше, если бы сами власти Швейцарии провели расследование того, как используются эти средства в действительности.

Надежда Атаева, Ассоциация «Права человека в Центральной Азии», Le Mans, Франция

Умида Ниязова, Узбекско-германский форум за права человека, Берлин, Германия  

Едгор Обид, член международного ПЕН клуба, быбший узник совести, узбекский политэмигрант, Австрия 

Дилобар Эркинзода, узбекский политэмигрант, Швеция 

Улугбек Хайдаров, быбший узник совести, узбекский политэмигрант, Канада

Алишер Таксанов, узбекский политэмигрант, Швейцария

Алишер Абидов,  узбекский политэмигрант, Норвегия

Розлана Таукина, Федерация равных журналистов, Казахстан

Ирина Савостина, Республиканское движение «Поколение», Казахстан

Даметкен Аленова,  НПО «Единство», Казахстан