24.6.16

Казахстан: Безотлагательно внедрить в жизнь решение Комитета ООН против пыток по делу Расима Байрамова!


Жертва пыток Расим Байрамов 
скончался в феврале 2016 г. 
от осложнений, , полученных в тюрьме. 
Те, кто в 2008 г. пытали его так и не были 
привлечены к ответственности. 
© Анастасия Миллер 
В феврале 2016 г. Расим Байрамов, в возрасте 33 года, трагически скончался от осложнений, вызванных заболеванием, полученным в тюрьме. В течение почти восьми лет он боролся, чтобы доказать свою невиновность.

В июле 2008 г. сотрудники полиции пинали и били Расима, а также угрожали ему сексуальным насилием, если он не сознается в краже денег и трёх бутылок пива из местного магазина. Несмотря на то, что он и его мать подали властям заявление о том, что он признал свою вину под пытками, оно не было расследовано должным образом, и он отбыл наказание в виде лишения свободы на срок три года за кражу.

После рассмотрения его дела в 2014 г. Комитет ООН против пыток признал, что Расим Байрамов подвергался пыткам со стороны сотрудников полиции и призвал власти Казахстана провести быстрое и эффективное расследование. Тем не менее, преступники продолжают разгуливать на свободе, и правосудие до сих пор остаётся недостижимым.


ПРИМИТЕ МЕРЫ:  

Путём отправки электронного письма на адрес Министра иностранных дел Казахстана (mfa@mfa.kz) c темой «Расим Байрамов: Внедрить в жизнь решение договорных органов ООН», поддержите мать Расима Байрамова и Коалицию НПО против пыток в Казахстане в их призывах проведения эффективного расследования заявления Расима Байрамова о применении пыток. Текст предлагаемого письма приведён ниже:

Уважаемый господин Министр,

В мае 2014 г. Комитет ООН против пыток постановил, что власти Казахстана должны провести быстрое и эффективное расследования с целью привлечения к ответственности всех виновных в применении пыток по отношению к Расиму Байрамову в отделении полиции в городе Рудный Костанайской области в июле 2008 г. До сегодняшнего дня не было приведено эффективное расследование, а виновные не были привлечены к ответственности.

Я призываю Вас сделать всё возможное в пределах Вашей компетенции, чтобы гарантировать, что дело будет не только возглавляться управлением спецпрокуроров (УСП), работающим под руководством Генерального Прокурора, а и то, что УСП будет самостоятельно проводить все следственные мероприятия, а не поручать их проведение, например, сотрудникам правоохранительных органов. 

Мы также призываем Вас гарантировать, что Казахстаном незамедлительно будет создан механизм полного внедрения в жизнь решений договорных органов ООН по индивидуальным делам.

С уважением,


ОПИСАНИЕ ДЕЛА:

В июле 2008 г. сотрудники полиции из города Рудный в Костанайской области задержали Расима Байрамова и, как утверждается, пинали и били его по всему телу, столкнули его со стула, потащили по коридору за волосы и угрожали ему сексуальным насилием, если он не сознается в краже денег и трех бутылок пива из местного магазина. Ночью они не давали ему спать, а также лишали еды и питья в течение двух дней. В конце концов, как сообщается, они заставили его подписать признание. Несмотря на то, что Байрамов и его мать неоднократно направляли в местную полицию и органы прокуратуры жалобы на применение пыток и процедурные нарушение, эффективное расследование так и не было инициировано по их заявлениям.

При поддержке Костанайского отделения Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности и Правовой инициативы открытого общества в мае 2011 г. Байрамов обратился в Комитет ООН против пыток. В мае 2014 г. Комитет принял решение, что  обращение полиции с Расимом Байрамовым является применением пыток. Комитет рекомендовал выплатить Расиму Байрамову возмещение ущерба, провести эффективное расследование заявления о применении пыток с тем, чтобы привлечь виновных к ответственности.

Благодаря этому решению в декабре 2014 г. суд в Казахстане постановил выплатить ему эквивалент в размере около 260 евро за моральный ущерб, причиненный применением пыток.

Однако по заявлению Байрамова о применении пыток властями не было проведено эффективное расследование и в августе 2015 г. дело было закрыто Генеральной прокуратурой из-за «отсутствия доказательств преступления».  В феврале 2016 г., после смерти Байрамова и вслед за жалобой его адвоката, прокуратура Костанайской области возобновила дело и передала его для расследования в управление спецпрокуроров Генеральной прокуратуры, но 24 марта управление спецпрокуроров вновь постановило закрыть дело за «отсутствием доказательств преступления». Прокурорами не были приняты во внимание выводы психиатрической экспертизы о том, что утверждения Байрамова полностью соответствуют и подтверждаются наличием психологических доказательств, обнаруженных в ходе психиатрической экспертизы, которая была проведена в соответствии со стандартами Стамбульского протокола.

Адвокат Расима подал кассационную жалобу на решение органов прокуратуры о закрытии уголовного дела по факту заявления о пытках, которая была удовлетворена Судом №2 г. Костанай 6 мая 2016 года. Костанайская областная прокуратура подала жалобу на решение, и 18 мая Костанайский областной суд постановил, что решение о закрытии дела было незаконным. Тем не менее, на сколько нам известно, с тех пор не были предприняты никакие шаги по расследованию дела.