7.3.14

Узбекистан: двух правозащитников лишили свободы на 8 лет и 3 месяца

В Ташкенте состоялся суд над правозащитниками Фахриддином Тиллаевым и Нураддином Джуманиязовым. Их ложно обвинили в «торговле людьми» и осудили на 8 лет и три месяца.

6 марта 2014 года в Ташкенте, в Шайхантаурском районном суде по уголовным делам состоялся суд над двумя членами Правозащитного центра «Мазлум»: Фахриддином Тиллаевым и Нураддином Джуманиязовым. Их обвинили по статье 135 Уголовного кодекса «Торговля людьми». Прокурор запросил 12 лет лишения свободы. Суд приговорил правозащитников к 10 годам и 8 месяцам лишения свободы и применил акт амнистии, принятый Сенатом Узбекистана. Окончательный срок наказания составил 8 лет и три месяца лишения свободы.

Фахриддин Тиллаев 

Фахриддин Хабибуллоевич Тиллаев, родился 15 августа 1971 года в городе Байсуне Сурхандарьинской области Узбекистана. Гражданин Узбекистана. Женат. Имеет двоих детей. С 2003 года состоит в Правозащитном центре «Мазлум». С 2005 года занимается защитой трудовых прав в Сурхандарьинской области. В 2012 году был одним из создателей Союза независимых профсоюзов для поддержки трудовых мигрантов (руководитель Абдулла Тоджибой углы).

Нуриддин Джуманиязов
Нураддин Реимбергенович Джуманиязов, родился 8 октября 1948 года, в городе Турткуле Каракалпакской АССР, Узбекистан. Гражданин Узбекистана. Разведен. Имеет двоих детей. С 2003 года состоит в Правозащитном центре «Мазлум», один из его учредителей. В 2012 году принял участие в создании Союза независимых профсоюзов для поддержки трудовых мигрантов и возглавил его Ташкентское отделение.
  •  Следствие 
14 февраля 2014 года была проведена очная ставка Фахриддина Тиллаева и Нураддина Джуманиязова. В тот же день им было предъявлено обвинение, проведено и завершено дознание, дело передано в прокуратуру. Обвиняемым и адвокатам не дали времени на ознакомление с уголовным делом. Чрезмерная скорость следственных мероприятий грубо нарушила уголовно-процессуальный кодекс Узбекистана.

2 января 2014 года Тиллаева и Джуманиязова арестовали с санкции суда, но в материалах дела арест датирован 4 января. В практике Узбекистана это не первый случай фальсификации даты ареста.
  • Пытки
21 января 2014 года во время встречи с адвокатом Полиной Браунерг Тиллаев сказал, что его правое ухо не слышит и периодически кровоточит. Затем он сообщил, что его часами принуждали стоять под краном, откуда на его голову капала вода. Это вызывало сильнейшую головную боль. Истязатели втыкали ему иглы между пальцами рук и ног.

Узнав о пытках, адвокат в тот же день письменно обратилась к следователю с ходатайством о судебно-медицинской экспертизе. И только 5 марта она получила от ответ от следователя. Он сообщил, что направил ее ходатайство в Таштюрьму, где содержится Тиллаев, и только администрация тюрьмы может его рассмотреть. В случае отказа защитник может направить запрос начальнику следственного управления МВД Узбекистана. Вероятно, таким образом следователь пытается затянуть назначение судебно-медицинской экспертизы. В материалах уголовного дела есть запросы адвоката Тиллаева о проведении экспертизы. Тиллаев подтвердил, что судмедэкспертиза была, но ему неизвестны фамилии и должности экспертов. Он не знает, что сказано в заключении экспертов. В материалах дела его (заключения) нет, поэтому в суде оно не оглашалось, эксперты не участвовали в процессе. Все это было сделано для того, чтобы суд даже не имел возможности принять во внимание жалобы на применение пыток.
  • Суд 
Адвокат Тиллаева Полина Брауберг узнала о дате суда после обеда 5 марта 2014 года, то есть меньше чем за день. Причем узнала случайно, когда по другому делу зашла в Шайхантаурский суд по уголовным делам. Процесс был назначен на 11 утра, но начался после 13 часов и продлился до 17 часов. Около пяти часов шло судебное разбирательство, ход которого записывался оператором первого канала УзТВ.

Прокурор пришла на суд с торжественным видом, видимо, знала о видеосъемке. По словам свидетелей, она не была знакома с уголовном делом и просмотрела его из рук судьи Санжара Мухаммадова.

В суде приняли участие «потерпевшие». Они сообщили суду, что Тиллаева не видели и он никакого отношения к ним не имеет. И подтвердили, что просили Джуманиязова дать им адрес южноказахстанской фирмы, где можно попросить об устройстве на временную работу. Он их безвозмездно связал с агентом по трудоустройству в Чимкенте (Казахстан). В материалах дела имеются сведения о том, что «потерпевшие» Эркин Эрданов и Фарход Пардаев имели свободу передвижения, доступ к международной телефонной связи. По их просьбе из Казахстана на имя родственников в Узбекистане переводилась часть их зарплаты. Эрданов и Пардаеву предоставлялось бесплатное жилье и питание. Им была выплачена зарплата за 25 дней.

Особенно активно выступил на суде их коллега Абдулла Тоджибой углы, который фактически солидаризировался с обвинением. С его стороны в адрес подсудимых сыпались выкрики и оскорбления. Даже судья заметил, что Тоджибой углы обязан отвечать на вопросы суда и не давать оценку действиям подсудимых.

В тот же день прокурор зачитал обвинение, и суд объявил прения.

В конце судебного заседания был оглашен приговор.

Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» - AHRCA отмечает, что судебный процесс над правозащитниками Фахриддином Тиллаевым и Нураддином Джуманиязовым не был независимым и беспристрастным. В суде отсутствовало равенство сторон и господствовал обвинительный уклон, то есть суд фактически поддерживал обвинение. В таких условиях доказательства не могли быть исследованы.

- Защита имела возможность лишь один день присутствовать при следственных действиях и 5 часов на суде;
- у Тиллаева и Джуманиязова не было времени для ознакомления с материалами дела, что нарушило их право на защиту;
- суд рассмотрел дело чрезмерно быстро. Он принял беспочвенные доказательства обвинения, которое опиралось только на показания «потерпевших»; последние не смогли доказать, что подвергались насилию во время работы в южноказахстанской фирме. В материалах дела нет данных о запросах следствия в Казахстан, нет сведений о том, что потерпевшим не платили за труд, что работодатели удерживали их и лишили права на свободное передвижение, нет других квалифицирующих признаков такого преступления, как торговля людьми.

Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» - AHRCA направила сообщение:
- Верховному Комиссару ООН по правам человека;
- спецдокладчику ООН по вопросу о положении правозащитников;
- спецдокладчику ООН по вопросу независимости судей и адвокатов;
- спецдокладчику ООН по вопросу пыток;
            - спецдокладчику ЕС по странам Центральной Азии;
            - спецдокладчику ЕС по правам человека;
            - правительствам демократических стран.

Убедительно просим призвать правительство Узбекистана выполнять ратифицированные им международные соглашения в области прав человека, включая Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Международный пакт о гражданских и политических правах.



Ранее мы писали об этом деле в пресс-релизе «Узбекистан:правозащитнику Фахриддину Тиллаеву грозит длительное заключение» от 17 февраля 2014 года.